«В поисках доброго бисера». Автор: Ольга Санталова

В наступившем году мы будем отмечать 1000-летие преставления Крестителя Руси равноапостольного великого князя Владимира. В декабре в Ханты-Мансийске, а в январе в Москве прошли Рождественские образовательные чтения, посвященные духовному подвигу святого князя и осмыслению значимости цивилизационного выбора, сделанного Русью в X веке.

В поисках единства

В десятом веке киевскому князю было не легче, чем нам, нынешним его соотечественникам. И в то время у русичей практически не было союзников, а недруги нападали со всех сторон. К тому же междоусобица удельных князей играла на руку желающим поживиться на Руси.

Будучи мужем с государственным разумом, князь Владимир понимал, что без единства ему не достичь ни политических, ни экономических, ни социальных целей. Понимал он и то, что единство в государственном масштабе осуществимо только с опорой на религию. Язычество, как видел он, на это не способно. Какому идолу молиться, чтоб нам вконец объединиться? Чему может научить Перун и иже с ним, какие жизненные цели они предлагают?

Приняв в Херсонесе таинство крещения, князь обрел вместе с возвращенным ему зрением дар духовного разумения. Он принял православную веру, как купец, обретший бесценный бисер. Князь Владимир сумел переустроить на христианских началах не только свою семью, но и все государство. Бывший ревностный язычник и похотливый сластолюбец стал целомудренным семьянином, просветителем своего народа, которого уже современники называли Красным солнышком за его благотворительность, дела милосердия.

Как вы думаете, с чего начал князь реформы? Верно, с образования. Ведь надо было объяснять отрокам, чего от них ждет Бог и ближние, научить их основам веры и государственного служения.

Вот и в Ханты-Мансийске уже в тринадцатый раз представители Церкви, органов власти, общественности рассуждали о том, как нам учить и воспитывать детей, чтобы не ставить под сомнение будущее России.

Как отмечали многие участники чтений, реформирование в последние годы системы российского образования по западным образцам привело к тому, что современные родители школьников сами являются православными лишь номинально, по факту крещения, не знают основ русской православной культуры, а потому не могут дать знаний о ней своим чадам. Да и к патриотам своей Родины некоторые из них себя не относят, сделав выбор в пользу космополитизма. Словом, мы пожинаем сейчас плоды «американизации» нашего просвещения. Епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел рассказал, выступая на чтениях, что во время своей недавней поездки в п. Приобье узнал, что в местной школе праздновали хеллоуин. Причем подошли к организации мероприятия творчески. Само действо получило кощунственное название – «Кровавое Причастие», школьникам было предложено посостязаться, кто страшнее порычит и сделает себе такой костюм, чтобы испугать окружающих. Попробуй теперь объясни участникам того «праздника», что неблагоговейное отношение к церковным таинствам, каковым является причастие – это грех. А последствиями нераскаянных грехов кощунства и святотатства, по мнению святых отцов, является в том числе наркомания.

Возмущения православной общественности по поводу проведения американского хеллоуина в наших образовательных учреждениях стали уже традиционными на Рождественских чтениях. Почему же окружной департамент образования и молодежной политики никак не реагирует на это? Как заверил участвовавший в чтениях заместитель директора департамента образования и молодежной политики Югры Антон Тимкин, все-таки реагирует. Приказом директора департамента хеллоуины все же запрещены. И на 30 процентов выросло в новом учебном году число четвероклассников, родители которых выбрали для своих детей основы православной культуры. Правда, остается открытым вопрос качества подготовки преподавателей этого предмета. На пресс-конференции владыка Павел привел пример, когда во время встречи с преподавателями ОПК один из них обратился к нему с вопросом: «А где сейчас находится Иисус Христос?» Его Преосвященство заметил, что такой квалификации преподавателей не стоит удивляться, поскольку кафедра повышения квалификации педагогов теперь закрыта, а священников в школы по-прежнему не пускают. Весной представители епархии обратились в департамент образования администрации Ханты-Мансийска с предложением пригласить школьников окружного центра на пасхальный спектакль. Чиновники отказались привести детей, сославшись на то, что Церковь у нас отделена от государства. Хотя детей приглашали вовсе не в храм, а всего лишь на спектакль, в котором вообще-то говорилось о любви к Родине. Может, и князя Владимира и других исторических деятелей не будем упоминать в школах лишь на том основании, что они были верующими? И кто тогда останется у нас из достойных внимания?

В поисках цели

Есть много американских сценариев развала России, как говорил на чтениях

академик Академии военных наук, профессор факультета национальной

безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, доктор философских наук Владимир Лутовинов. И во всех главной мишенью является молодежь. Ее вышибают из нашего настоящего и будущего посредством наркотиков, сект, а главным образом – воспитывая космополитов и манкуртов, о которых писал Чингиз Айтматов, — существ, которые не знают своего прошлого. И тем, и другим все равно, где жить, учиться, работать – в Урае или штате Мичиган. По словам В. Лутовинова, в США прекрасно понимают, что духовные основы – наше главное богатство и сила, доселе непреодолимая. И если отъять ее у родителей и педагогов, то ЦРУ можно будет отправить в бессрочный отдых. Ведь если у нас вырастет поколение, которое не сможет реализовать себя в созидании, любви, оно реализуется в деструктивности – разрушении себя и всего вокруг.

Конечно, конфликт поколений присущ каждой эпохе. Разве смог бы Каин поднять руку на своего брата, если бы был в добрых отношениях с родителями? Однако сегодня молодежные субкультуры, утверждающие свое право на иное от общепризнанного мнение и поведение, стали массовым явлением. «Мы получили это как результат того, что образование стало продавать услуги», — утверждала председатель комиссии по культуре Общественной палаты Югры, директор Сургутского колледжа русской культуры им. А.С. Знаменского Екатерина Лоншакова. Действительно, если школа торгует услугами, то она уже не формирует будущего. И учащиеся могут устроить отстрел педагогов и одноклассников прямо во время уроков.

В поисках героев

Накануне начавшегося Года литературы как было не поговорить об этом важном школьном предмете? Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Югорского государственного университета Нина Айварова отмечала, выступая на чтениях, что литература дает читателям уроки жизни. Каков внутренний мир героев книг, таковы и их поступки. Однако эффективность любого урока зависит от личности учителя, от того, как он сам понимает свой предмет. Учитель истории и обществознания школы № 8 Нефтеюганска Елена Башмакова, учитель русского языка и литературы лицея им. Г.Ф. Атякшева Югорска Татьяна Кучергина, учитель физкультуры Нижневартовской православной гимназии Анатолий Парфенчук, учитель церковно-славянского языка Нижневартовской православной гимназии Валентина Малышева рассказывали об опыте воспитания духовно-нравственной личности учащихся на своих уроках.

Н. Айварова рассказала, как она однажды спросила педагогов, которые ведут модули основ религиозной культуры и светской этики, каким содержанием они наполняют внутренний мир своих учеников. В ответ получила недоумение коллег. То есть занятия, на которых закладываются основы мировоззрения, личностных качеств ребенка, проводятся формализованно, учителя дают голую теорию, требуя от учеников одного – чтобы в полном объеме выучили термины.

Как известно, казачья песня «Когда мы были на войне», которую обычно исполняют на патриотических фестивалях и конкурсах, завершается словами: «Когда мы будем на войне». Наша драматическая история вынуждает каждое поколение заботиться о своей боеготовности. И сегодня откосить от службы в армии не так уж мудрено, только в случае серьезного военного конфликта, в реальности которого в наши дни сомневаться особо не приходится, какую роль отводят себе нынешние «косяки»? В тылу, конечно, места много, но у всякого тыла есть фронт…

Молодость – это тот странный возраст, когда человек активно ищет истину. И не вина молодых людей, которые на пути к ней становятся панками, хипстерами и проч. С момента своего рождения среди взрослых им не встретился человек, которому они могли бы доверить свое сердце.

В поисках семейного идеала

Однажды знакомый педагог поделилась неприятным открытием: на уроке выяснилось, что подростки не знают слова целомудрие, никогда его не слышали. «А ведь все мечтают о семейном счастье», — заметила она. Никто им не объяснил житейской аксиомы, что без целомудрия семейное счастье, увы, почти невероятно.

Социокультурная образовательная программа «Истоки», на которую сделали ставку большинство дошкольных и школьных образовательных учреждений Сургута, предлагает знакомить обучающихся с традиционными социокультурными ценностями, в частности, семейными. Сотрудники сургутских детских садов № 64 «Радуга», № 61 «Лель», №12 «Елочка» говорили о взаимодействии с родителями в условиях многонациональной детской группы, о воспитательном потенциале традиционных народных праздников, провели мастер-классы для коллег, один из них назывался «Доброе слово в семье». А методист Сургутского лицея №1 Надежда Белик поделилась опытом проведения родительского собрания «Семья как подвиг во имя истины». Конечно, в аспекте гламура и комфорта семья – вовсе не место для подвига. Но если без подвига, то реальна ли семья? Заслуженный деятель культуры Югры, ответственный секретарь Союза журналистов Югры, председатель региональной общественной организации «Родительский комитет Югры» Светлана Ковальчук на секции «Помощь семье на современном этапе: взаимодействие Церкви, государства и общества» посвятила свое выступление проблемам многодетных семей. Станет ли многодетность семейным трендом хотя бы в будущем? Понятное дело, что это зависит не только от демографической установки самих родителей. Всякий ли руководитель готов принять на себя подвиг «терпеть» многодетного сотрудника?

Директор 38-й школы Сургута Лариса Самигуллина рассказала на одной из секций, посвященной профилактике преступности, о том, как в их школе удалось за два года сократить число учащихся, состоящих на спецучете, с 29 до 5 человек. Формирование культуры воспитательной среды школы стоило многих сил. Иногда совместное усердие педагогов и школьников было небезупречным с точки зрения законности. Так, на призыв учителей принять участие в озеленении школы две ученицы утащили цветы в соседнем здании. Но ведь и в семейном воспитании случаются проколы. Как быть? Лариса Мухамадияровна считает, что постановка детей на учет абсолютна неэффективна. С ней согласился один из руководителей этой секции председатель отдела по взаимодействию с казачеством и силовыми структурами Ханты-Мансийской епархии иерей Андрей Зотов. Его преподобие вспомнил, как однажды супружеская чета попросила батюшку побеседовать с их «проблемным» сыном. На вопрос, почему он себя так ведет, подросток ответил священнику: «А все считают меня плохим, вот я и веду себя плохо». Кстати, Л. Самигуллина поделилась своим наблюдением, что священнослужители имеют особое педагогическое воздействие на детей. И там, где учитель оказывается бессилен, священнику удается достичь хорошего результата. Кроме прочего, в этой школе не побоялись отказаться от уроков по основам светской этики, которую иногда просто насаждают в других школах из-за нежелания преподавать курсы по основам религиозных культур. Взамен светской у четвероклассников здесь ввели в практику уроки семейной этики в выпускных классах. Предмет оказался интересным старшеклассникам. Еще бы! Тема, которая актуальна во все времена и проблема отцов и детей ей абсолютно не противоречит. Ведь если есть семейные проблемы у родителей, то стоит попробовать поучиться на их ошибках, чтобы не делать своих.

В поисках истины

Как известно, далеко не все современники князя Владимира с энтузиазмом восприняли его нововведения, в том числе в сфере просвещения. Разумеется, и в наше время найдутся критики любых вариантов образовательных реформ. Однако сегодня совершенно очевидно, что либерализация в этой сфере нанесла значительный ущерб государству. Мы видим, как снизился интеллектуальный уровень общества, что отразилось как на профессиональной подготовке специалистов любой отрасли, так и на имидже страны. Да и нравственная составляющая оказалась поврежденной настолько, что проблема стала вопиющей. Разве не имеет это отношения к проблемам криминализации, коррупционности, демографической? Почему же столь явно на протяжении многих лет мы пренебрегаем государственными интересами в сфере образования в угоду мнениям наших заокеанских недоброжелателей?

Хотелось бы надеяться, что ответы на эти вопросы все же прозвучат на самом высоком уровне, а вслед за принятыми решениями последуют энергичные действия.

Врезка 1. Древнегреческий философ Демокрит считал, что результатом воспитания должен быть нравственный человек. Правда, землякам сей ученый муж казался неадекватным (воистину, нет пророка в отечестве своем!), и они решили обратиться к Гиппократу, чтобы он освидетельствовал его на предмет здоровья. Впрочем, другой древнегреческий «маргинал» — Диоген – также вынужден был с фонарем в руках искать нравственного человека.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться в социальных сетях: