В Ханты-Мансийске начали расписывать Кафедральный Воскресенский Собор

К визиту Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, запланированного на 2013 год, вместе со всей Югрой готовятся и главные кафедральные соборы Ханты-Мансийской епархии — Воскресенский в Ханты-Мансийске и Преображенский в Сургуте.

«Мы очень надеемся, что успеем расписать к приезду Святейшего Патриарха хотя бы центральную и подкупольную части Воскресенского храма – рассказал епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел. К сожалению, для полной росписи Соборов требуются большие средства, а пока их не хватает даже на основную часть. Думаю, с Божьей и посильной помощью наших прихожан и всех верующих югорчан мы сможем достойно подготовить Кафедральные Соборы к освящению, которое совершит Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл».

Полный проект росписи утверждён управляющим епархии епископом Ханты-Мансийским и Сургутским Павлом ещё в начале 2012 года. Реставрационные работы проводят мастера-иконописцы из Томска. Кроме перечисления денежных пожертвований, у верующих есть возможность внести посильный вклад на именную фреску . Более 300-от Ханты-Мансийцев уже приобрели свидетельства, вписав свои имена в молитвенную жизнь Кафедрального Собора. Один из жертвователей перечислил 100 тысяч рублей.

Ваши пожертвования Вы можете перечислять на следующий счет:

Получатель — Ханты-Мансийская епархия;

Назначение платежа — пожертвование на роспись кафедрального собора Воскресения Христова в городе Ханты-Мансийске и Преображенского кафедрального собора в городе Сургуте

Р/с 40703810400000000536

ОАО «Ханты-Мансийский банк»

Кор.сч. 30101810100000000740

БИК 047162740

ИНН 8601999991

КПП 860101001

ОКАТО 71131000000

ОГРН 1118699000012

 

В сербско-византийском стиле

На пресс-конференции в РИЦ «ЮГРА-ИНФОРМ» журналисты попросили владыку Павла помолиться о хорошей погоде: все же август – летний месяц и жаль расставаться с теплом и солнцем. Наутро действительно обещанные метеорологами тучи рассеялись, и солнце вновь по-летнему засияло с небес нашей неброской северной синевы.

И та же синева открылась взору в Воскресенском соборе. Всего несколько дней назад леса скрывали привычно белые стены, а сейчас нас встречали лики святых, приглушенные тона декоративной росписи с преобладанием столь популярного в росписи северных храмов голубого цвета.

С начала августа в кафедральном соборе Ханты-Мансийска приступила к росписи стен бригада иконописцев из художественной мастерской Томского Союза монументалистов, скульпторов и дизайнеров. Объем работы им предстоит немалый – 4100 квадратных метров фресковой росписи. Как рассказал Сергей Астафуров, пока в храме работают семь художников, вскоре прибудет еще одна бригада.

Почему выбор пал на томичей? На этот вопрос Преосвященнейший Павел, епископ ханты-Мансийский и Сургутский, ответил так:

— Мы приглашали три школы иконописцев. И хотели было уже сделать выбор на москичах, однако у тех расценки дороже на 5 тысяч рублей за каждый квадратный метр, а финансовый фактор тоже немаловажный. Однако определяющую роль сыграла манера письма томичей. Они работают в сербско-византийском стиле. Художники расписали несколько кафедральных соборов. С их работой я знаком на примере росписи храма Марии Египетской в Абалакском монастыре под Тобольском. На мой взгляд, сербско-византийский стиль в иконописи наиболее верно отражает дух православия.

По свидетельству специалистов, этот строгий стиль настраивает человека на молитву, не рассеивает ум, не отвлекает яркостью красок и многообразием деталей.

Художник ли избирает стиль или творит художника, формируя его образ мышления, образ жизни? Разве мог написать «Троицу» неверующий человек? Андрей Рублев, как и Феофан Грек, у которого он учился, причислены к лику святых. Конечно же, не за свой художественный дар, а за святость жития. И сегодня среди иконописцев есть монахи.

«Мы тоже все верующие,- говорит о своих коллегах Сергей Астафуров.- Иначе как можно написать святого, не понимая его жития и не исповедуя той же веры?» На меня смотрит из-за лесов Димитрий Солунский – римский проконсул Фессалоник, которого греки считают славянином по происхождению. Будучи воином, он мученически погиб в начале IV века, защищая христианскую веру. По молитвам к нему соотечественников, он множество раз спасал родной город от нападений язычников-славян, которые, приняв христианство, стали почитать его как защитника воинов. В честь него назвал своего старшего сына Александр Невский, а Димитрий Донской принес с собой на Куликово поле икону своего небесного покровителя, написанную на крышке его гроба. И по благословению Сергия Радонежского ежегодно в субботу накануне дня памяти святого Димитрия Солунского совершается поминовение всех воинов, за веру, Отечество и народ живот свой положивших.

Сергей Астафуров говорит, что любит писать святых воинов. В соответствии с проектом росписи собора, в приделе Александра Невского на стенах будут изображаться его житийные фрески.

Кажется, современному человеку сложно понять многое из жизни святых: суровые условия жизни первых христиан, катакомбная церковь, гонения на верующих. Но совсем недавно наш Патриарх Кирилл был в Соловецком монастыре, где его дед, будучи сосланным туда за отказ отречься от веры, участвовал в литургии, которую тайно совершали в лесу на пеньках несколько сосланных священнослужителей, за что все участники богослужения поплатились новыми репрессиями. В жизни каждого из нас есть место подвигу. Все зависит от нашего выбора – могу или не могу. А Бог всегда помогает тем, кто Его выбирает. Ведь Он же сказал: «Я с вами до скончания века».

Роспись Воскресенского собора художники должны завершить весной следующего года. Такие сроки обусловлены ожидаемым приездом в Югру Первосвятителя Русской Православной Церкви. Создан попечительский совет по подготовке приезда Патриарха. Члены попечительского совета решили, что к визиту Его Святейшества необходимо расписать оба кафедральных собора – Воскресенский в Ханты-Мансийске и Преображенский в Сургуте. В Сургуте пока не приступали к делу, но там, по мнению правящего архиерея, ситуация проще. Во-первых, площадь росписи вдвое меньше, а во-вторых, сургутяне имеют уже первоначальную сумму на эти цели – 20 миллионов рублей.

А вот в Ханты-Мансийске пришлось организовать акцию по сбору средств «Распишем собор вместе». Священноначалие объявило, что имена жертвователей будут указаны на самих фресках, а их родственники будут поминаться на богослужениях. Владыка Павел уточнил: «Доколе будет стоять этот собор, молитва о благотворителях и благоукрасителях его будет возноситься за каждым богослужением».

Программа предстоящего визита Патриарха пока еще согласуется с Патриархией. По предложению епархии, в течение двух дней Его Святейшество совершит богослужения и освятит кафедральные соборы в Ханты-Мансийске и Сургуте, а также строящийся сейчас храм Георгия Победоносца в Сургуте, при котором будет также возведен центр помощи беременным женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Несмотря на то, что наш округ считается довольно благополучной в материальном плане территорией России, тем не менее, как показывает деятельность таких благотворительных организаций в Сургуте и Нижневартовске, в социальной помощи нуждаются многие жители Югры. И Патриарх Кирилл в своих обращениях к пастве всегда подчеркивает важность конкретной помощи нуждающемуся человеку. Церковь должна идти не только к богатым, но и к бедным. «Блаженны милостивые».

Конечно, к приезду Предстоятеля Церкви хочется и побольше храмов построить, и чтоб в каждом из них был хотя бы один священник, и для возрождающегося Кодского монастыря найти братию и доброго игумена (что за епархия – без монастырей!)… Однако, как исстари говорят у нас на Руси, церковь не в бревнах, а в ребрах. Отвечая на вопрос журналистов о том, что он считает главным в современном пастырском служении, владыка Павел сказал:

— Заботу о спасении души человека, о духовно-нравственном воспитании. Мне порой трудно найти взаимопонимание со своими ровесниками, получившими советское атеистическое воспитание. С молодежью все равно легче общаться, она более восприимчива и с ней надо работать. Не надо только принуждать ее. Истину каждый человек вмещает в свою меру, сколько он может принять.

Ну какая в наши дни пресс-конференция без вопроса об отношении к Pussy Riot!

— В самом начале у меня было мнение, что им надо устроить публичную «порку» и отпустить. Но потом я посмотрел телепередачу о них и понял, что своей деятельностью эта группа разлагает общество. Такие действия должны пресекаться.

Владыка рассказал, как во время одной из встреч со школьниками одна из старшеклассниц спросила его об отношении к сатанроку. «Честно признаться, я прежде не слышал, что это такое и попросил девушку пояснить,- продолжал епископ.- Она уточнила, что это сатанинский рок, который исполняет музыкальная группа, и в ней она участвует. Я ей ответил, что ко всему сатанинскому у верующего человека однозначное отношение – неприятие. Что общего у Христа и христианина с сатаной?»

Ничего. Так однозначно утверждали своей жизнью святые, которые будут смотреть на нас со стен Воскресенского собора. Взяв на себя бремя Христово, которое, как Он Сам назвал легким, они сделали выбор в пользу добра и отверглись зла. Однажды и во всем. И взирая на нас из вечности и с голубых сводов наших храмов, они помогают и нам сделать этот единственно правильный выбор.

Ольга Санталова

 

Видеосюжет ТВ «ЮГОРИЯ»

Поделиться в социальных сетях: