logo
avatar
avatar

Если Господь благословляет наши труды, тогда они полноценны и полезны для нас

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верующий во Христа соблюдает главную заповедь - любит Бога и с любовью относится ко всему

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Господь даёт нам воду вечной жизни, от которой никогда не будет жажды

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Меню

В доме –интернате престарелых и инвалидов деревни Шапша прошел вечер памяти священномученика Германа Ряшенцева

08.10.2018|11:18

905
4

«Я работала на Лобном месте…»

8 октября в доме –интернате престарелых и инвалидов , расположенном в деревне Шапша Ханты-Мансийского района , прошел вечер памяти священномученика Германа Ряшенцева, который в 1923-1924 г.г. пребывал в ссылке в селе Самарово (ныне историческая часть Ханты-Мансийска). Символично, что в этот день 8 октября 81 год назад на территории современной стоянки, что возле КТЦ «Югра-Классик» в Ханты-Мансийске, была расстреляна очередная партия «врагов народа» — всего 95 человек.

Открывшая встречу член городского общества краеведов Ханты-Мансийска Татьяна Шевелева дала небольшую историческую справку о времени гонений в 20 веке на Русскую Православную Церковь , которые характеризовались массовыми репрессиями верующих. К примеру, до революции в России начитывалось 150 правящих архиереев и 148 тысяч священнослужителей , а к началу войны 1941 года на свободе и в живых оставалось 4 правящих архиерея и 500 священнослужителей. Таких масштабных и всеохватывающих гонений не было во всей истории Вселенской Церкви. Но эти гонения явили миру сонм новомучеников и исповедников российских, которые оставались верными Христу даже до крови. Среди причисленных к лику новомучеников и святитель Герман Ряшенцев, который , начиная с 1921 года до момента расстрела под Сыктывкаром в 1937 году, прошел путь арестов, ссылок, унижений. С 1923-1925 г.г. он пребывал в ссылке сначала в Самарово, а затем в юртах Чучелинских (ныне Ханты-Мансийского района). Отсюда он будет писать своим духовным чадам письма, которые открывают для нас потомков некоторые ранее неизвестные исторические факты о жизни сибирского села в первые послереволюционные годы. Ссылку в Самарово епископ называл словами одной великопостной молитвы «время делания явися». Здесь, в Самарово, еще действовал в те годы Покровский храм, в котором у епископа была возможность служить, здесь он восстановит «разбитый молитвенный чин», начнет рисовать, сначала рисунки, а затем иконы, много пишет. Будущий священномученик в своих письмах, в частности, рассказывает о том, что безбожие уже отражается на образе жизни жителей Самарово. Несомненно, горячая молитва праведника, твердость в исповедании веры не могла не отразиться на духовной жизни наших земляков. «Стало меньше храмов – сам будь, и ты должен быть храмом Бога; — писал в назидании потомкам епископ из ссылки , —  стал неудобен вход ко многим святынях – сам стань этой святыней и живой иконой; не стало многого внешнего, много влияющего на внешних младенцев еще в вере – дай им то, что несравненно выше этого и одинаково понятно и близко и мудрому, и младенцу; дай им теплоту искренней и нерассеянной молитвы и высшее изящество веры … В моем сердце нет ни тени смущения и уныния около этой смерти. Видно, сделано всё, что было надо, а теперь это дело лучше продолжать другому или другим. Сам же я одного только желаю, чтобы действительно быть тем, чем должен…»Сам он, своей жизнью, явил миру именно такой пример высокой нравственной и духовной жизни.

Истинным пастырем назвал епископа Германа Ряшенцева присутствующий на встрече в доме-интернате настоятель храма в честь святого преподобного Евфимия Великого в Шапше отец Евгений Набоков.

«Многие люди не знают своей истории, — с сожалением констатирован в беседе с ветеранами отец Евгений , — а если человек не знает своей истории, то его легко можно обмануть, вместе с тем, глубокое осознание событий прошлого дает нам уверенность, что подобное не повторится».

Трудно не согласиться с батюшкой, что о трагических страницах нашей истории мы знаем не так уж много. Присутствующая на встрече проживающая в доме-интернате Тамара Проводникова рассказала о том, как она узнала о трагической гибели своего репрессированного деда — уроженца деревни Белогорье Ханты-Мансийского района – Звягина Екима Васильевича, когда в 1997 году на месте современной автостоянки у КТЦ «Югра-Классик» установили крест и щиты с фамилиями здесь расстрелянных. «Я ведь трудилась в милиции больше 10 лет, — делилась пережитым внучка репрессированного, — рядом с тем местом, где нашел свой последний земной приют мой дед, и никогда не знала, что работала на Лобном месте».

История открывается постепенно и только тем, кто хочет знать правду о прошлом, какой бы горькой она не была….

Стоит напомнить, что встреча прошла в рамках проекта «Православная книга», организатором которого выступает Государственная окружная библиотека Югра ( ответственная: Светлана Петровна Берендеева, главный библиотекарь отдела хранения основного фонда окрбиблиотеки).

Светлана Поливанова 

Галерея