logo
avatar
avatar

Если Господь благословляет наши труды, тогда они полноценны и полезны для нас

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верующий во Христа соблюдает главную заповедь - любит Бога и с любовью относится ко всему

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Господь даёт нам воду вечной жизни, от которой никогда не будет жажды

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Меню

«Так восстанавливается историческая правда»

20.06.2016|05:48

1323
0

19 июня 2016 года, в праздник Святой Троицы  митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел совершил Божественную Литургию на месте строительства Троицкого кафедрального собора в Сургуте. «Это место указал Господь через Патриарха Московского и всея Руси Кирилл во время его визита в Югру в 2013 году, — сказал по окончании Литургии митрополит. —  Сегодня по-особому легко молилось, было чувство, что мы молимся в уже построенном храме. Господь  ниспосылает нам Святого Духа — Духа жизни, Духа утешения, Духа истины. Дай Бог, чтобы каждый из нас принял в свое сердце этого животворного Духа Святого, получил душевное и телесное исцеление и укрепление благодатью Божией, чтобы и далее следовать по пути спасения».

Сургутский Троицкий собор был построен еще в конце 16 века – в 1594 году, всего на год позже Березовской Богородице-Рождественской церкви. В 1782(89) году был возведен каменный Троицкий  Собор. В начале 20 века в Сургутском Троицком соборе было три престола: во имя Святой Троицы, Введения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца.

«В годы Советской власти все православные церкви были закрыты,  переоборудованы или разрушены,  колокола сняты, имущество передано в органы ОГПУ-НКВД или разграблено. В здании церквей располагались деревенские клубы, школы, избы-читальни, красные уголки, пекарни, конторы предприятий, — пишет в своей статье Ликвидация Сургутского Градо-Троицкого собора  консультант Службы по делам архивов  автономного округа Ольга Спиридонова, — Ярким примером планомерного уничтожения православной общины в большом северном селе, являются архивные дела Сургутского Троицкого Собора, которые датируются 1923-30-ми годами».

Сотрудник архива открывает забытые страницы истории, которые ярко иллюстрируют дух и настроение того богоборческого времени. Если в 1923 году в списке религиозного общества числится 466 человек, то в конце 1926 года только 187. Часто меняются и священники. Неизвестна их судьба. Но можно догадаться о том, как сложился их жизненный путь. Кто-то претерпел мученическую кончину. Кого-то из-за гонений официальных властей  был вынужден перевестись на другое место служения, а кто-то просто отказался от священнического креста.

Показательны в этом плане  два совершенно страшных документа, которые датируются 25 февраля 1930 года, они  обращены к начальнику адмчасти Сургутского района. Эти документы очень похожи друг на друга.  Первое – заявление  священника Троицкого собора Трофима Ворокосова: «Мною подано прошение Тобольскому епископу об увольнении меня от должности священника и снятии с меня сана, а потому прошу священнослужителем меня не считать». Второе – заявление  церковного старосты Кайдалова Гавриила Дмитриевича: «Несмотря на мои отказы, меня насильно выбрали председателем церковного совета, т.к. я не хочу быть на этой работе и т.к. я крестьянин и трудящийся, прошу Вас отвести меня из состава церковного Совета». Мы можем только догадываться о методах получения этих заявлений.

Работая в архивах ФСБ, мне удалось познакомиться со множеством документов, свидетельствующих о том, как закрывались церкви.

Как пишет Ольга Спиридонова, в 1929 году административным отделом Сургутского района был поставлен вопрос о ремонте храма. Всем православным приходам по новому закону было предписано составить технические сметы на ремонт зданий церквей, не важно, хорошо ли эти здания сохранились или нет. Примерно такое же решение в свое время было принято в отношении Березовского храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который был построен практически в то же время, что и Сургутский Троицкий собор. Официальные власти настаивали на ремонте церкви. Прихожане не сумели тогда собрать необходимых средств (разрешался сбор средств только на общих собраниях верующих). Кроме того, для составления сметы надлежало в обязательном порядке приглашать инженера-сметчика из окружной строительной конторы и платить ему деньги.  Храм в Березово был закрыт. Удивительно, что здание церкви простояло еще 70 лет, и в начале перестройки после реставрации вновь распахнуло свои двери для верующих. А в документах 30-ых годов говорилось о том, что здание храма находится в аварийном состоянии.

Советская власть делала все для того, чтобы закрыть храмы и разогнать общины верующих. Одновременно в 1929 году проводилась перерегистрация всех религиозных объединений. Активизировалась работа ячеек Союза Воинствующих Безбожников, которые повсеместно действовали на территории округа, им оказывалось всемерное содействие со стороны административных органов.

27 февраля 1930 года следует добровольный отказ верующих Сургута от пользования зданием Троицкой церкви и самороспуск религиозной общины.

Митрополит Павел после Литургии в День Святой Троицы в Сургуте говорил о том, что Троицкий храм — первый построенный в Сургуте со времени основания города. Сегодня идет строительство нового Свято-Троицкого кафедрального собора. Так восстанавливается историческая правда.

Светлана Поливанова