Собор свидетелей и поборников Истины! Статья в честь сегодняшнего праздника.

Апостол проповедание и отец догматы Церкве едину веру запечатлеша: яже и ризу носящи истины, исткану от еже свыше богословия, исправляет и славит благочестия великое таинство (Кондак, гл.8)

Выдающийся литературный и театральный критик Аполлон Григорьев как-то сказал о Пушкине, что он – наше все. Для нас, православных христиан, нашим всем, без преувеличения, являются Святые Отцы. Особое место среди всех Святых Отцов занимают святители Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Они почитаются как вселенские учители, которые внесли особо значимый вклад в формировании догматики, организации и богослужения Православной Церкви. Ежегодно 30 января (12 февраля по новому стилю) православные молитвенно празднуют их соборную память.

yFtd1bNv-eA
Назовем также имена других выдающихся Святых Отцов богословов, прославляемых Церковью во все времена: Игнатий Антиохийский, Ириней Лионский, Афанасий Александрийский, Григорий Нисский, Кирилл Александрийский, Кирилл Иерусалимский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Фотий Константинопольский и Григорий Палама. Не забудем и аскетов, и духовных наставников: Антония и Макария Египетских, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Ефрема Сирина, Симеона Нового Богослова…
Православная Церковь знает еще немало святых, которые, являясь духовными наставниками и богословами, объясняли и защищали православную веру. Таких святых называют Святыми Отцами Церкви, а их учение «святоотеческим».
Отцы Церкви суть «преемники духа апостольского, которые и могли по дарованиям богопросвещенного ума и хотели по благодатной чистоте души предлагать и предложили в писаниях чистую истину Христову, семя Божие, действующее во спасение» – дает определение святитель Филарет Черниговский.
Святые Отцы не просто излагали православную веру, но самое главное – совместили чистоту учения со святостью своей жизни. Они были признаны Церковью в качестве вероучительных авторитетов, в творениях которых Церковь видит изъяснение своей веры.
Одни Святые Отцы являлись апологетами, то есть защитниками христианского учения от внешних противников веры – иноверных и безбожных гонителей. Другие Святые Отцы защищали Православие от внутренних врагов Церкви – еретиков. Такая защита от еретиков являлась не менее важной, чем защита от внешних нападений. Еретик опасен тем, что наносит ущерб полноте христианской Истины, вносит разделение в жизнь Церкви и раздоры в христианскую общину. Учителя ересей не просто ошибались или заблуждались по незнанию, но действовали сознательно и злонамеренно. Третьи отцы занимались лишь тем, что учили христианской вере, систематизируя и толкуя её. Четвертые были наставниками в духовной жизни, наставляя верующих в способах общения с Богом в молитве и доброделании. Те отцы, которые сосредоточивались на духовном подвиге, назывались аскетами. Те же, кто сосредоточивался на пути духовного общения с Богом, назывались мистиками или тайновидцами.

hr2yf-jFpnM
Все Святые Отцы, будь они богословы, пастыри, аскеты или мистики, в своих учениях исходили из собственного духовного опыта жизни в Церкви Христовой. Они сочетали блестящий ум с чистотой души и праведностью жизни, что и делало их действительно Святыми Отцами Церкви. Святоотеческие писания не являются абсолютно безошибочными, в них могут содержаться отдельные частные заблуждения, которые объясняются человеческой немощью. Однако по своему общему содержанию учение отцов едино, вдохновлено Духом Святым, построено на Библейском и литургическом основании. Поэтому отцы обладают огромным авторитетом в Православной Церкви. Без их богословия невозможно правильно, целостно и систематично понять Божественное Откровение, а значит, и жить в согласии с ним.
Для любого православного человека святоотеческие труды являются незаменимыми помощниками в разрешении различных теоретических и практических духовных вопросов. Особое, если не главнейшее, место в их трудах занимает толкование Евангелия и всего Священного Писания.
«Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Писание произнесено святыми Пророками и Апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа. Как же не безумно истолковывать его произвольно?
Святый Дух, произнесший через Пророков и Апостолов Слово Божие, истолковал его через святых Отцов. И Слово Божие и толкование его – дар Святаго Духа. Только это одно истолкование принимает святая Православная Церковь! Только это одно истолкование принимают ее истинные чада!
Кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно, тот этим самым отвергает истолкование его святыми Отцами, Святым Духом. Кто отвергает истолкование Писания Святым Духом, тот, без всякого сомнения, отвергает и самое Священное Писание» – утверждает святитель Игнатий Брянчанинов.
«Одно из основных отличий православной церковной традиции от протестантской заключается в том, что для нас авторитетно не только Священное Писание, но и Священное Предание Церкви, – продолжает мысль святителя митрополит Иларион Алфеев. – В православной традиции Писание воспринимается не как нечто первичное по отношению к церковному Преданию: Писание выросло из Предания и составляет его неотъемлемую часть. В Православной Церкви Писание интерпретируется не спонтанно, а в свете Предания, отраженного в богослужении и в творениях отцов и учителей Церкви.
Из святоотеческого наследия приоритетное значение для православного христианина имеют произведения отцов древней неразделенной Церкви, в особенности же восточных отцов, оказавших решающее влияние на формирование православной догматики. Мнения западных отцов, согласующиеся с учением Восточной Церкви, органически вплетаются в православное Предание, вмещающее в себя как восточное, так и западное богословское наследие».
Может показаться, что Святые Отцы, при всей их важности, являются наследием давно минувшего прошлого, что наша задача состоит лишь в том, чтобы помнить о примере их жизни и учении, бережно хранить их наследие. Остались ли Святые Отцы в прошлом?
По мысли прот. Иоанна Мейендорфа, Божественное Откровение не ограничено никакими хронологическими рамками. Дух Святой действует через людей всех времен, и Церковь «узнает» в людях своих «святых отцов» не по причине древности, а руководствуясь своей внутренней интуицией, на основании которой и формируется Предание.
Многие православные люди, читающие святоотеческую литературу, сталкиваются с противоречиями между высказываниями Святых Отцов. Однако большинство из этих противоречий являются мнимыми. Дело в том, что одна и та же истина может быть выражена по-разному, в зависимости от эпохи, от личного опыта, языка и контекста. Выделение Отцами разных аспектов одной истины говорит лишь о многогранности этой истины, о ее богатстве, а не о спорах между великими учителями.
Зачем нам читать и изучать святоотеческие творения? «Прежде всего, изучение отцов дает нам возможность понять традицию, к которой мы принадлежим, – отвечает митрополит Иларион Алфеев, – воспринять ту самую «веру отеческую», которую сохранили для нас духовные писатели Восточной Церкви, войти в обладание сокровищницей православного Предания. Многие в наши дни предпочитают «предания старцев» многовековому Преданию Церкви, живут различного рода мифологемами, созданными околоцерковной или псевдоцерковной средой. Преодоление этой ситуации возможно в том случае, если будет преодолен разрыв между богословием и жизнью, если будет восстановлена живая связь между святоотеческим учением и церковной практикой. Наша церковная практика не основывается на святоотеческом учении — и в этом корень многих проблем современного церковного бытия.
Знание отцов помогает православному христианину среди великого множества современных философских и мировоззренческих течений не сбиться с правильного пути, не увлечься «учениями чуждыми» (Евр. 13:9). Оно помогает христианину познать себя, правильно построить свои взаимоотношения с Богом, наладить духовную жизнь. В отличие от рецептов, предлагаемых такими учениями, как, например, психоанализ, святоотеческие советы дышат здоровым духом, ибо исходят из верного понимания человеческой психики, из сознания необходимости борьбы с греховными наклонностями и приобретения навыка к доброделанию. Святоотеческие советы гораздо более универсальны, чем основные постулаты фрейдизма, и применимы к людям, живущим в самых разных временных и культурных контекстах».
Поэтому, как говорит митрополит Диоклийский Каллист (Уэр), «Православный христианин должен не просто знать отцов и цитировать их: он должен войти в их дух и приобрести «святоотеческий ум». Он должен рассматривать отцов не только как наследие прошлого, но как живых свидетелей и современников».
Святитель Игнатий Брянчанинов подчеркивает спасительную актуальность святоотеческого наследия: «Усвой себе мысли и дух святых Отцов чтением их писаний. Святые Отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как единомысленный и единодушный святым Отцам, ты спасешься».
Так же святитель обращает наше внимание на то, как должно правильно изучать труды Святых Отцов: «Каждый избери себе чтение Отцов, соответствующее своему образу жизни. Отшельник пусть читает Отцов, писавших о безмолвии; инок живущий в общежитии,— Отцов, написавших наставления для монашеских общежитий; христианин, живущий посреди мира,— святых Отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства. Каждый, в каком бы звании ни был, почерпай обильное наставление в писаниях Отцов. Непременно нужно чтение, соответствующее образу жизни. Иначе будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но неисполненными самым делом, возбуждающими бесплодную деятельность только в воображении и желании; дела благочестия, приличествующие твоему образу жизни, будут ускользать из рук твоих. Мало того, что ты сделаешься бесплодным мечтателем,— мысли твои, находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в твоем сердце смущение, а в поведении неопределенность, тягостные, вредные для тебя и для ближних. При неправильном чтении Священного Писания и святых Отцов, легко можно уклониться с спасительного пути в непроходимые дебри и глубокие пропасти, что и случилось со многими».
Препрославлен еси, Христе Боже наш, светила на земли отцы наша основавый, и теми ко истинней вере вся ны наставивый: Многоблагоутробне, слава Тебе (Тропарь, гл. 8).

Екатерина Ранинен, Тарас Борозенец.

Поделиться в социальных сетях: