logo
avatar
avatar

Если Господь благословляет наши труды, тогда они полноценны и полезны для нас

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верующий во Христа соблюдает главную заповедь - любит Бога и с любовью относится ко всему

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Господь даёт нам воду вечной жизни, от которой никогда не будет жажды

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Меню

Слово свт. Игнатия Брянчанинова в неделю Цветоносную

23.04.2016|12:24

1379
0

«Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9).

Более нежели за четыреста лет до события Божий пророк произнес пророчество о событии, которое мы сегодня воспоминаем и празднуем. Господь наш Иисус Христос, окончив Свою проповедь на земле, совершил торжественный вход в царственный град Иерусалим, в град поклонения истинному Богу, в град по преимуществу Божий. Господь совершил этот вход как Царь и победитель, чтобы увенчать свое служение решительным подвигом: поражением смерти смертью, снятием клятвы с рода человеческого посредством принятия этой клятвы на Себя. Он совершил вход в царственный град на «молодом осле» (Ин. 12:15), «на которого никто из людей никогда не садился», чтобы возвратить человечеству утраченное праотцом нашим царское достоинство, возвратить это достоинство восшествием на крест (Лк. 19:30). Укротился неукрощенный осленок под чудным Всадником. На осленка апостолы возложили свои ризы; вышедший навстречу и сопутствовавший Господу многочисленный народ вопиял в восторге: «Осанна Сыну Давидову! благословен Царь, грядущий во имя Господне» (Мф. 21:9; Лк. 19:38). По мановению Господа провозглашен Царь во имя Господне, – не по случаю, не по сознанию и произволу человеческому. Тот же народ, по прошествии четырех дней, уже вопиял о провозглашенном сегодня Царе: «Распни, распни Его, нет у нас царя, кроме кесаря» (Лк. 23:21; Ин. 19:15).

Что бы значил въезд Господа в Иерусалим на молодом осле? Это, по объяснению святых отцов, имеет глубокий, пророческий смысл. Всевидящий Господь уже видел грядущее окончательное отступление иудеев. Он провозвестил об этом отступлении еще в то время, как только дан был закон Израильтянам на Синае, провозвестил устами их вдохновенного Законодателя. «Развратились», говорит Моисей о будущем согрешении иудеев против Богочеловека, как бы уже о совершившемся,«развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный. Сие ли воздаете вы Господу? Народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла. Виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских». Напротив того: «Возвеселитесь небеса вместе с Ним» – Сыном Божиим – «и да поклонятся Ему все Ангелы Божии. Веселитесь, язычники, с народом Его, и да укрепятся пред Ним все сыны Божии» (Втор. 32:5-6, 28, 32, 43; Евр. 1:6). Въезд на необъезженном осленке в Иерусалим есть повторение пророчества Моисеева, повторение не словами, символом. Моисей предвозвестил, что язычники возвеселятся о Господе, а иудеи будут отвергнуты: здесь молодой осел, «на которого никто из людей никогда не садился», изображает язычников. Одежды апостолов – это учение Христово, преподанное ими язычникам, и воссел духовно на язычников Господь, соделавшись их Богом. Он ввел их в Иерусалим, в лоно своей Церкви, в вечный, нерукотворенный Божий град, в град спасения и блаженства. Отверженные иудеи были тут на лицо. Они устами возвещали: Царь Израилев, а в душе, в своем Синедрионе, уже решили убийство Спасителя. И еще другое значение имеет «молодой осел». Он изображает каждого человека, водимого бессловесными пожеланиями, лишившегося своей духовной свободы, привязанного пристрастием и навыком к плотской жизни. Учение Христово отрешает осленка от привязи, то есть от исполнения греховной и плотской воли. Потом апостолы приводят осленка ко Христу, возлагают на осленка ризы; на него восседает Господь и совершает на нем вход во Иерусалим. Это значит: по оставлении греховной жизни человек приводится к Евангелию и облачается, как бы в апостольские ризы, в подробнейшее и тончайшее познание Христа и Его заповедей. Тогда восседает на него Господь духовным явлением ему и духовным обитанием в нем, как и благоволит Он обетовать:«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. И Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:21,23). Пришествие Господа сопутствуется превысшим слова и постижения миром, миром благодатным, достойным подателя его, Господа. Этот мир не имеет никакого сравнения с естественным спокойствием падшего человека, который может ощутить спокойствие и удовольствие от наслаждения плотского, который может счесть спокойствием самое нечувствие свое, самую вечную смерть свою. Восседает Господь на естественные свойства покорившегося Ему человека, усвоившего себе Его всесвятое учение, и вводит его, восседая на нем, в духовный Божий град, в град мира, во Иерусалим, которого создатель – Бог, а не человек. Душу, подъявшую Господа, приветствует Святой Дух. Он предлагает ей радость духовную, нетленную, вечную. «Радуйся, и возрадуйся дочь Сиона», дочь святой Церкви: потому что ты не принадлежишь никому, кроме Бога. «Проповедуй дочь Иерусалима»! «Се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле». Ты, ощутив в себе благодатный мир Христов и соделавшись дочерью этого мира, обновилась юностью духовною и опытно ведаешь Царство Христово. В тебе уже укрощены страсти благодатною силою управляющего тобою Всадника; естественные твои свойства не могут нарушать своих естественных законов, не могут переходить и преображаться в необузданные страсти! Заимствуя от Господа все мысли, все ощущения, всю деятельность твою, ты можешь и обязана поведать «Имя» Господне «братии» твоей, «посреди церкви» воспеть Господа (Пс. 21:23). Ты как рожденная Святым Духом и дочь Духа способна созерцать духовное шествие Царя твоего, способна созерцать праведность Царя твоего. Он «кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29), и «направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим» (Пс. 24:9). Бог наш – Дух, несравнимый ни с каким сотворенным духом, как во всех отношениях бесконечно отличающийся от всех тварей: святые сотворенные духи суть Его престолы и колесницы. Он восседает и шествует на Херувимах; Он восседает и шествует на тех блаженных душах человеческих, которые покорились Ему и принесли Ему во всесожжение свои естественные свойства. На таких душах шествует Царь, входя во святой град Божий и вводя в него святые души. «Осанна в вышних! Благословен грядущий, Царь Израилев». Аминь.