logo
avatar
avatar

Если Господь благословляет наши труды, тогда они полноценны и полезны для нас

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верующий во Христа соблюдает главную заповедь - любит Бога и с любовью относится ко всему

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Господь даёт нам воду вечной жизни, от которой никогда не будет жажды

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Меню

Русская Православная Церковь как субъект духовно-нравственного воспитания человека и гражданина

01.09.2017|15:43

3545
1

Вынесенный в название тезис сегодня уже не спорное положение, но признанная на государственном и широком общественном уровне истина, более того, нормативное требование. Это означает, что мы с вами начинаем жить в другом периоде – периоде открытости между Церковью и государством, Церковью и обществом, во времени взаимодействия и сотрудничества ради общей цели – духовно-нравственного здоровья нашего народа.
Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Православная Церковь, наряду с другими традиционными религиозными организациями, признана одним из основных субъектов национальной жизни, формирующих национальный воспитательный идеал; религиозной традицией, в рамках которой сохраняются базовые национальные ценности, носителем и распространителем этих ценностей, одной из этих фундаментальных ценностей.
Современный национальный воспитательный идеал определяется как «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Отрадно, что духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России, то есть усвоение этого национального воспитательного идеала, провозглашается «ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности».
По сути то, что сегодня утверждается в государственных документах, в широких общественных дискуссиях, то, к чему после всех тяжелейших испытаний, пришла наша общественно-политическая элита, Русская Православная Церковь провозглашала всегда, на протяжении всей своей истории. Делает она это и сейчас.
Русское Православие – не удел прошлого. Это наше настоящее, а значит и будущее. Согласно статистическим исследованиям более 80% россиян признают себя православными. Это значит, что Православие  самая массовая религиозная традиция, в которой укоренен национальный воспитательный идеал России. Это – мощнейший воспитательный ресурс не только для Церкви, но и для государства, для всех общественных институтов, духовная основа для оптимизма, для надежды на дальнейшее возрождение и развитие нашей страны. Крайне безответственно и грешно это не учитывать, не пользоваться этим огромным потенциалом.
Православие остается духовной константой отечественной истории, неизменной основой прошлого, настоящего и будущего. Проходят, рушатся формы государственного устройства, социального общежития, культуры, правовые нормы, экономические и технологические уклады, а Православная Церковь остается, обеспечивая духовную преемственность между поколениями, образуя глубинную сердцевину самоидентификации нашего народа, о которой говорил еще Ф.М. Достоевский: «Русский значит православный».
Слава Богу, что наше государство сегодня это осознает и стремится в своей деятельности опираться на традиционные религиозные ценности. Наконец, приходит понимание того, что Запад нам не поможет, что его материалистические, либеральные, индивидуалистические, потребительские, гедонистические ценности чужды и смертоносны для нашего народа и государства. Время преклонения перед евро-атлантическим Западом прошло. Это вело к моральному разложению и растлению наших детей, то есть к лишению России ее будущего. С этим нельзя мириться. Нельзя просто молча наблюдать, как деградируют и гибнут наши дети, молодежь, наш народ. Нужно противостоять этому всеми силами, опираясь на исконную русскую традицию духовной жизни – Православие. Любые попытки преодолеть современный антропологический кризис без связи с Православием не жизнеспособны и обречены на провал.
Это убедительно доказывает опыт отечественной истории прошлого века – века самых жестоких, беспрецедентных гонений на Православие за всю мировую историю. В рамках глобальных проектов социальных преобразований с помощью различных утопических идеологий пытались построить рай на Земле, сделать человека счастливым без Бога, при этом не считаясь с потерями и жертвами. Две мировые войны, революции, масса гражданских и локальных кровопролитных конфликтов, концентрационные лагеря, холодная война, угроза ядерного уничтожения человечества – таково наследство, доставшееся нам от ХХ в.
Пытаясь убить в себе Бога, человек убивает лишь самого себя. Обезбоживание неизбежно приводи к обесчеловечиванию. Вот главный вывод, который нам следует сделать из истории прошлого столетия. Сделать, чтобы не повторять его ошибок в настоящем.
К сожалению, и сегодня мы являемся свидетелями, а зачастую и жертвами глобального социального эксперимента по созданию нового безбожного человека, которому все позволено. Речь идет о западном либерально-индивидуалистическом проекте построения счастливого общества избранных, общества «золотого миллиарда» неких сверхлюдей. Локомотивом этого процесса является западная элита, пытающаяся с помощью информационных технологий, цветных революций навязать нам свои космополитические, постмодерные, деструктивные представления о человеке, мире, Боге, противоречащие нашим традиционным ценностям.
Светские концепции либерального или коммунистического гуманизма исчерпали и дискредитировали себя. Сегодня на смену им приходит новый футуристический проект – проект трансгуманизма – новая революционная утопия создания техногенного Сверхчеловека, которая угрожает миру еще большим геноцидом и жертвами.
Наши дети, да и мы сами, поневоле вовлечены в непрекращающуюся информационную войну, войну, у которой нет тылов, в которой везде передовая. Эта война ведется за идентификацию человека, за его сердце и душу. СМИ, Интернет являются мощнейшими средствами воспитания, формирования личности человека.
Эти средства можно и нужно контролировать. Иначе мы потеряем наших детей, лишим себя, свою страну и общество будущего. Речь не идет о тотальном контроле, о навязывании всем одной точки зрения. Мы говорим о том, чтобы предложить альтернативу современному человеку, чтобы эта альтернатива была заметна и доступна для него, чтобы он мог свободно сопоставить два пути, которые ему предлагают, путь жизни и путь смерти, мог сравнить их и принять правильное решение. Если мы не хотим потерять себя и погибнуть, нам нужно предложить детям и молодежи четкий и ясный высший идеал, образцы для подражания. И здесь не нужно изобретать что-то новое. Мы уже обладаем высочайшим сокровищем духовно-нравственной жизни.
Православная нравственная традиция пронизывает всю многовековую отечественную историю, демонстрирует огромную жизнеспособность и мощнейший потенциал. Эта традиция является для нас исконной, родной, самое главное, спасительной. На протяжении тысячи лет именно она давала нашему народу силы жить и побеждать, благодаря ей он выжил, как физически, так и духовно, выстоял вопреки тем страшным историческим вызовам, на которые ему пришлось отвечать. Русское Православие выдержало проверку временем и испытаниями, сдало свой исторический экзамен. Сдадим ли его мы? – вот в чем вопрос.
Все мы здесь хотим воспитать высоконравственного и высокодуховного человека, ответственного гражданина, патриота, творца. Но что это значит? В чем состоит суть таких ключевых для воспитания категорий, как духовность и нравственность? Как мы должны воспитывать? Чему учить в нравственном плане?
Понимание духовности, нравственности и воспитания – это триединый ключ к пониманию человека. Вопрос о них – это вопрос о человеке, его природе, призвании и смысле.
Если мы обратимся к истории осмысления этих категорий, то столкнемся со множеством различных до противоречивости подходов, интерпретаций, дискурсов. В целом их можно разделить на две группы – светские и религиозные.
Если мы хотим воспитать гражданина, нам нужно воспитывать человека. Но кто есть человек? Сформированное эволюцией высокоразвитое животное или творение по образу и подобию Божию? Смертный материальный организм или бессмертная душа, облеченная в тело? От того, какой вариант мы избираем, зависит понимание смысла человеческого бытия, того, что называется человечностью.
По моему глубокому убеждению, Православная Церковь по сравнению со всеми прочими и светскими, и религиозными подходами исповедует самое совершенное по своей глубине, высоте, системности и сбалансированности понимание человека и его жизни. С православным нравственным идеалом не сопоставим ни один другой.
Очевидно, что если бы все любили друг друга, если бы все были подобны Христу, то был бы рай на земле. Вся проблема заключается в том, как донести эту истину до людей, как сделать так, чтобы люди приняли и воплотили ее в своей личной и общественной жизни. Этим и должна заниматься истинная педагогика.
Человек – творение по образу и подобию Бога, Который есть Любовь. Человек призван соединиться с Творцом в подвиге ответной любви. Он призван любить не только Бога, но и все Его творение – людей и космос. Под любовью в христианстве понимается созидательное единение с другим путем всецелой жертвенной самоотдачи.
Человек – духовно-душевно-телесное существо. Он открыт для общения с Богом, Который есть Дух, с духовным ангельским миром, как злым, так и добрым, и материальной природой. Он получил от Бога бесценный дар уникальной, единственной и неповторимой жизни, свободы, разума, совести, любви. От его свободного выбора, кого любить или ненавидеть, зависит не только его земная и вечная участь, но во многом и участь всего творения.
Всю нашу эру, которая ведет свой отчет от рождества Христова, Церковь хранит и распространяет высочайшие образцы духовной и нравственной жизни. Она не только дает человеку жизненный идеал, но и благодатные силы для его воплощения на практике. Это доказывают бесчисленные подвиги жизни Ее святых.
В чем суть истинной человечности? Конечно же, в нравственности и духовности. Нравственность – не автономна, но гетерономна. Истинная нравственность не устанавливается людьми, но даруется Богом. В основе человеческих законов и правил должен лежать закон Божий, Его заповеди, поверяемые совестью, которая есть глас Божий в человеке. Без Божественного закона нравственность лишается фундамента, неизбежно отравляется релятивизмом и вседозволенностью.
«Если Бога нет, то все позволено» – это краеугольный принцип нравственности, ставящей во главу угла не Бога, но человека, его индивидуальные права и свободы. Этого тип нравственности можно назвать либерально-антропоцентрическим. Его разрушительность и гибельность в современных условиях острейшего гуманитарного кризиса уже не нуждается в доказательствах.
Нравственность – исполнение заповедей Божиих. Благодаря этому человек соединяется с Богом. И соединяясь с Ним, мы приобщаемся к Его духовной благодати. В этом и состоит сущность духовной жизни. Совершенная духовная жизнь возможна лишь в Церкви. Она была специально установлена Христом две тысячи лет назад, чтобы люди могли свободно приобретать благодать Божию. Для этого у Нее есть все средства – Откровение, Проповедь, Таинства, Богослужение, пост, молитва. Для Церкви духовность – лишь то, что соединяет с Богом. Все, что отделяет от Него, – это грех или бездуховность.
Таким образом, для Православия человек призван быть духовным и нравственным существом. Для него это принципиально неразделимые понятия. Нравственность – путь. Духовность – цель. Но идти по этому пути к этой цели невозможно без воспитания. Воспитание – это поводырь, без которого человек обречен блуждать в темноте.
Воспитание – это принципиально субъект-субъектное отношение, сотрудничество, общение между учителем и учеником. Со времен крещения Руси Православная Церковь была для нашего народа Учительницей и Воспитательницей. Она учила его вере, надежде и любви, воспитывала терпение, смирение, стойкость, мужество. Долгое время Церковь была фактически монопольным учительствующим субъектом для нашего народа. Сегодня Она не одна в этом святом деле. Школа, образовательное сообщество – вот где сегодня преимущественно осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
Русская Православная Церковь знает, Что нужно воспитывать в людях, но на сегодняшний день не имеет достаточного инструментария для реализации своего воспитательного замысла. Поэтому Она заинтересована в использовании институциональной базы, лучших методологических разработок образовательного сообщества.
Школа сегодня хорошо знает Как, но не всегда знает Что нужно воспитывать. Образовательное сообщество нуждается не только в истинном, правильном воспитательном идеале, но и в духовной силе для его достижения. Этим идеалом и этой силой обладает Церковь. Их отсутствие в сфере образования и воспитания создает экзистенциальный вакуум, ситуацию одиночества и бессмысленности.
Церковь и образовательное сообщество кровно заинтересованы в сотрудничестве. Это вопрос духовного и физического выживания, вопрос национальной безопасности. Без конструктивного сотрудничества Церкви, школы и государства не будет устойчивой системы духовно-нравственного воспитания. Без духовно-нравственного воспитания народ обречен на гибель и саморазрушение.
Отрадно, что это сотрудничество уже осуществляться по ряду направлений. Это и совместная организация и участие в научных форумах, и преподавание Основ православной культуры, и внедрение программы Социокультурные Истоки в дошкольных и школьных учреждениях, встречи и беседы учеников и учителей с православным духовенством, экскурсии в храмы и святые места. Важнейшим направлением является работа с педагогами, их обучение православной традиции. Реальность такова, что сами учителя зачастую не знают элементарных вещей о Православии, о его месте в истории нашего Отечества и его нравственном учении.
Итак, Русская Православная Церковь – важнейший субъект духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В Ней все проверено веками, сбалансировано историей. Здесь целостная система мировоззренческих, морально-нравственных ориентиров, совершенно созидательных по своему характеру. Церковь открыта к сотрудничеству со школой и государством. Сотрудничество предполагает взаимодействие, взаимообмен и взаимообогащение. Нам можно и нужно учиться друг у друга. У нас один субъект воспитания – российский народ, одно понимание кризисного состояния его самосознания и нравственности, один примат традиционных духовно-нравственных ценностей, одна цель – развитие и воспитание на их основе целостной и морально стойкой личности и общества.

Борозенец Т.А.