logo
avatar
avatar

Если Господь благословляет наши труды, тогда они полноценны и полезны для нас

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верующий во Христа соблюдает главную заповедь - любит Бога и с любовью относится ко всему

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Господь даёт нам воду вечной жизни, от которой никогда не будет жажды

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Меню

Почему наши дети играют со смертью?

24.03.2017|04:07

1289
0

Почему наши дети так легко играют со смертью? Почему они готовы рисковать своей жизнью, ставить ее на кон, почти не задумываясь? Почему готовы умирать, всего лишь после того как им кто-то это посоветовал в соцсетях или сказал что-то неприятное, обидное, поставил энное количество лайков или дизлайков? Почему их так легко подвести к этой роковой черте невозврата? Почему достаточно создать группу в соцсетях, прислать смску, чтобы человек рискнул самым дорогим?
Думаю, причины кроются не только и не столько в коварных манипулятивных технологиях, интернет-зависимости, игромании, недостатке родительского внимания, непонимании окружающих, подростковом максимализме и кризисе переходного возраста. Это лишь «благоприятные» условия для суицидальных настроений и наклонностей.
Глубинная причина заключается в том, что наши дети не ценят жизнь, не понимают ее бесконечного богатства. Жизнь воспринимается ими как беспросветный вакуум, мрачная пустота заполненная «напрягами», «наездами», страданиями и несчастьями, как обуза, подчас, невыносимый груз. Они только начали жить, но уже устали, уморились…
Жизнь перестает быть ценностью, когда человек концентрируется на себе и только на себе. Эгоизм, самолюбие, гордыня, с одной стороны, возводят человека не пьедестал абсолютной самости, самоценности, самодостаточности, с другой, превращают в его глазах естественные замечания и требования ближних, то есть их заботу и любовь, в обиды и оскорбления «собственного бесконечного достоинства». В этом коренное противоречие эгоизма: объявляя себя абсолютной ценностью человек обесценивает свою собственную жизнь. Ведь, по своей сути жизнь наша сводится к отношениям с Богом, миром и другими людьми. Эгоист — это одиночка, для которого все — враги, прежде всего, самые близкие.
Отсюда это радикальное отрицание авторитета родителей, учителей, старших, всех, кто рядом, эта готовность всецело доверять тем, кого совершенно не знаешь, всем этим виртуальным френдам и френдихам, их лайкам и дизлайкам. По сути, они — такие же эгоисты, говорящие тебе то, что ты хочешь услышать и самоутверждающиеся за твой счет.
Гордыня ввергает человека в бездну одиночества и вражды. Для эгоиста жизнь — это абсурд, а все другие — ад. Для того чтобы вырваться из этого экзистенциального капкана нужно изменить перспективу, точку отсчета, поставить себя на другую позицию обзора, увидеть действительность с точки зрения Другого — Бога и ближнего, с точки зрения Вечности.
Человек сам становится эгоистом и тем самым обесценивает свою жизнь, когда отказывается от Бога, не желает веровать в Него как Творца, Промыслителя, Спасителя, не хочет быть с Богом, Который есть Любовь. Бог есть всесовершенная Жизнь и Источник всякой жизни. Не веруя в Него, мы не веруем в жизнь. Отрекаясь от Него, мы отрекаемся от жизни. Именно неверие в Бога, атеизм является глубинной причиной самоубийств.
Жизнь — это бесконечно драгоценное сокровище, потому что она — дар Божий. Однако понять и принять это можно лишь тогда, когда ты веруешь в Бога. Веровать значит не просто теоретически соглашаться с тем, что Бог есть. Этого мало. Такое знание о Боге само по себе не спасает. Веровать значит быть в непосредственной связи, в реальном общении с Ним. Веровать значит знать Самого Живого Бога Авраама, Исаака и Иакова, явленного в Господе нашем Иисусе Христе, знать лично и опытно. Обрести, сохранить, преумножить такую веру можно лишь в Церкви Христовой.
Такая живая вера преисполняет человеческую жизнь смыслом. Она перестает быть чахлым, пересыхающим ручейком, мучительным как для самого человека, так и для окружающих. Вера Христова делает нашу жизнь бездонно глубокой и бесконечно полноводной рекой — рекой, текущей в жизнь вечную.
Верующий знает, что смерть — не уничтожение, не избавление от всех проблем. Смерть — лишь отделение души от тела, переход души в иной, духовный мир, на суд Божий. Бог же судит в том, в чем застанет. Все наши переживания, желания, стремления, добродетели и страсти, все наши душевные проблемы, мы уносим с собой.
Самоубийство от них не освобождает и не может освободить. Не нужно думать, что с ним все закончиться. С ним закончиться лишь земная жизнь, с грузом которой человек перейдет в вечность. Самоубийство лишь усугубляет душевные проблемы, запечатывает, кристаллизует, делает их неразрешимыми. Ведь, после самоубийства уже невозможно покаяться. Избавить душу от гнетущих ее проблем может лишь наше искреннее покаянное обращение ко Христу в Его Церкви.
Итак, глубинная причина детских, как впрочем и взрослых, самоубийств, заключается в обесценивании жизни. Это обесценивание коренится в гордыне, за которой стоит неверие в Бога.
Проблема суицида — это, главным образом, проблема духовного характера. Потому и решаться она должна духовными средствами. Если мы хотим бороться с причиной болезни, а не только с ее симптомами, нам нужно приводить детей в Церковь ко Христу, в Духовную Лечебницу к Божественному Врачу душ и тел человеческих.
Только те благодатные средства, которыми обладает Церковь, могут удержать человека от рокового шага в бездну, могут исцелить его душу от неверия, гордыни, одиночества, уныния и злобы. Для того чтобы это сделать, для того чтобы дети нас услышали и последовали за нами, нужно самим быть в Церкви, не номинально, а реально.
Путь спасения в Церкви нас и наших детей труден. Никто не говорит, что будет легко, что все решится, стоит лишь переступить порог храма. Но другого, кроме этого узкого пути, ведущего к спасению и вечной блаженной жизни просто нет.

Тарас Борозенец