Петров пост

Святая Русь….  Святки, Рождество, Крещение, Масленица, Великий пост, Пасха, Вознесение,  Троица, Петров день..  Неумолимо быстро листаем Церковный календарь, одно событие сменяет другое, один праздник – другой….

Вот уже и зелёная Троица  с цветами и берёзками осталась позади.  Мы вступили в сплошную седмицу – Троицкую неделю, когда нет постных дней среды и пятницы. Готовимся к Петрову посту. На святой Руси это время называли «Петровки – голодовки», т.к.  ещё не созрели плоды нового урожая, а старые припасы уже почти  подошли к концу.

Что же это за время  — Петров пост? Упоминание  о нём относится к первым временам православной церкви и  содержится в постановлениях апостольских: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь…». Установился же Петров пост в честь святых апостолов в воспоминание того, что святые апостолы, по сошествии на них Святого Духа, разошлись из Иерусалима по всем странам, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20).

В этом году Петров пост начинается 16 июня, а заканчивается -12июля, в праздник святых первоверховных  апостолов  Петра и Павла. Этот летний пост не такой строгий, как пост Великий: кроме среды и пятницы, а также в дни памяти какого-либо святого или дни храмового праздника уставом Церкви разрешается  вкушение рыбы. Главная  цель поста  – духовная подготовка к торжеству во имя двух первоверховных апостолов.

Почему же пост называется Петровым? У Петрова поста есть ещё одно название — Апостольский. И это понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой. Из Евангелия знаем, что Господь на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, объяснил им, что «сей род изгоняется  только молитвой и постом» (Мк. 9, 29). Поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в День Святой Троицы, «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2Кор.11, 27) готовились к всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.

Что же мы знаем о Святых апостолах Петре и Павле? О трудах апостолов Петра и Павла повествуется преимущественно в Деяниях апостольских.

Из святого Евангелия узнаём, что Петр был старшим братом апостола Андрея Первозванного. Он был простым, бедным рыбаком; впоследствии ставшим верным учеником Христа, свидетелем всех событий Его жизни с момента выхода на проповедь. Трижды отрекшийся от Христа,  но сокрушенно, со слезами покаявшийся в этом, Пётр  стал «основанием Церкви». Он совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят головой вниз. Апостол Пётр является для нас примером величайшего покаяния: Господь так милосерд и велик, что Он принимает наше покаяние, если оно совершается от чистого сердца!  

Апостол Павел, напротив, был сыном богатых и знатных родителей, римским гражданином. Поначалу он был  злейшим врагом Христа, разжигавшим в себе ненависть к христианам и преследовавший христиан повсюду, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший. История обращения Павла к вере удивительно описана в Деяниях апостольских. Давайте ещё раз перечитаем их: Однажды «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» (Деян. 9,1-9). Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались неустанным трудом, терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Апостол Павел —  это для нас образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего человека.

Православная церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших светом веры Христовой весь мир, прославляет Петрову твердость и Павлов разум, и, благоговея при имени каждого из апостолов, называет  их первоверховными.

.Значение Апостольских трудов для современного человека.

Как часто мы, современные христиане, боимся говорить о вере окружающим нас людям, чтобы о нас не подумали, что мы навязываем свою точку зрения, или пытаемся в чем-то убедить далёких от веры, от церкви людей. Но для христиан возвещать Благую Весть воскресения, благовествовать – значит, в первую очередь, свидетельствовать о внутреннем преображении человеческого существа, своей жизнью, своим отношением с ближними, ведь Господь Иисус Христос каждому человеку показывал его ценность и достоинство. Благовествовать – значит не только говорить с кем-то о Боге  или о православии, а, намного глубже — привлечь внимание человека к тому, насколько он ценен для Бога. Наши слова не будут иметь духовной силы, если мы только внешне будем свидетельствовать о Христе. Нам всем нужно учиться жить по Евангелию. Нужно стараться быть примером для окружающих, чтобы человек невоцерковлённый, общаясь с нами, становился чище и  светлее. Тогда это будет настоящим апостольским служением!

Подготовила: Лариса Леонидовна  Телегина, 

учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №8»

г.Нижневартовска,

преподаватель Воскресной школы  храма Рождества Христова

Поделиться в социальных сетях: