logo
avatar
avatar

Если Господь благословляет наши труды, тогда они полноценны и полезны для нас

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верующий во Христа соблюдает главную заповедь - любит Бога и с любовью относится ко всему

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Господь даёт нам воду вечной жизни, от которой никогда не будет жажды

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Меню

Петр и Феврония ‑ вместе пред Богом!

08.07.2016|00:01

2146
1

Патриотизм начинается с семьи. Будет семья – будет патриотизм (Святейший Патриарх Кирилл)

До удивительного приятно и ценно то, что в нашей горячо любимой стране с 2008 года на государственном уровне отмечается особый для народа праздник – День семьи, любви и верности, сопряженный с днем памяти муромских святых Петра и Февронии.  8 июля – это дата-доказательство того, что есть еще на Земле места, где понимают и пытаются хранить дарованную Богом ценность – семью. Хранить открыто, проповедовать – смело, оставаться духовной крепостью среди «толерантного» мира.

«Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом».

Слово «верность» в семье означает не только уклонение от прелюбодеяния. Ведь что такое измена? Это и то, что мы говорим плохо о ближнем, это жалобы и недовольства при сторонних людях, это хаяние и подтрунивание, это – высмеивание недостатков, это и всяческое пренебрежительное отношение к супругу, жене, детям, родителям. Измена – это сравнивать свои половинки с чужими, заглядываться на чужой сад, где по правде говоря, своя работа и свой крест.

Может ли неверный своей семье человек быть верным патриотом страны? Не метнется ли он за кордон при первой возможности, не будет ли рыдать над последним куском голландского сыра и не швырнет ли пресловутый фантик мимо урны? Фокус в том, что любая проблема – государственная или семейная – сводится к одному: начни с себя. А это, пожалуй, самое трудное! «Блажен не видевший Ангелов, а кто всегда видит грехи свои».

Семья – это и есть лучший вариант для мирянина «начать с себя». Получается это потому, что брак есть такое состояние жизни, которое постоянно требует человека строго и честно посмотреть внутрь себя. Не каждый выдерживает такое видение себя, не каждый способен продолжать смотреть на свое отражение в другом. Поэтому кажущийся легким подвиг верности и сохранения семьи многим становится не под силу.

«Что такое христианский брак? Это жизнь двух душ в одном теле (плоть едина). При этой жизни люди не прячутся от Господа, но живут, насколько можно, перед Лицом Его. Они вместе и – перед Богом. Вот земной брак. А когда перейдут в пакибытие, от земных к небесным, то будут перед Богом. Однако и вместе. На земле – вместе, но перед Богом. А в вечности – перед Богом, но вместе. Таковы Петр и Феврония. И таков Промысл Бога, что облеченные властью люди услышали шепот Духа над душою своею и родили праздник. Праздник как указание смысла. Праздник как плотину против грязных вод разгула и узаконенного разврата. Праздник как попытку дать будущим поколениям перспективу жизни, настоящей жизни, а не скотской и не бесовской» (протоиерей Андрей Ткачев).

Мы можем рассуждать о том, что в отличии от супруга (супруги) Родину не выбирают. Но человек, живущий по Воле Божией знает, что все даровано Господом для спасения, в том числе и семья. Не даром в качестве празднования Дня семьи выбран день этих необычных святых – Петра и Февронии.

Их встреча не была романтической, не было влюбленности, букетов роз, раздирающей и всепоглощающей страсти и «медового» месяца. Не о том говорится в их истории, но о любви-работе, любви-верности, любви-жизни, о Боге-Любви. Краткое житие муромских святых теперь знает каждый школьник и, хотя бы примерно, – каждый россиянин. Жизнь святых, описанная как легенда, но продолжающая быть, удивляет, вдохновляет и успокаивает одновременно.

История любви этой супружеской пары подробно описана талантливым писателем XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской «Повести о Петре и Февронии». Согласно «Повести», супруги княжили в Муроме в конце ХІІ ‑ начале ХІІІ вв. В житии говорится, что святая Феврония спасла Петра от болезни дважды: в первый раз смазав ему раны, и во второй раз, когда струпья разрослись по всему телу после того, как князь не сдержал обещание жениться на своей спасительнице. Но есть мнение, что спасение князя было троекратным. Третья стадия лечения, которую принято считать оплатой, все же является продолжением врачевания – это брак. «Аще будет мне супружник, да будет уврачеван» ‑ сказала Феврония. «Простолюдинка не упустила своего шанса» ‑ скажут о святой мирские. Но с духовной точки зрения Петру этот союз был более выгоден. Или даже так: был дарованным шансом на спасение.

«Причина петровой болезни – не просто змеева кровь, а неполнота существования молодого князя: «не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18). Феврония исцеляет Петра, восполнив его неполноту. Но всякая ли жена обладает лечебными свойствами? Конечно, не всякая, а только ведущая жизнь созерцательную» ‑ пишет Ольга Курова.

«Вспомним, друзья, к нашему разговору один замечательный эпизод из жития святых Петра и Февронии, – пишет протоиерей Артемий Владимиров. ‑ Однажды, во время путешествия по реке, добродетельная княгиня поймала на себе страстный и жадный взгляд вельможи, входившего в круг ближайших соратников муромского князя. Обратившись к боярину, праведная Феврония попросила его наклониться и, зачерпнув пригоршней воды с левого борта, выпить её. Тот безмолвно повиновался. Затем мудрая женщина повелела своему тайному воздыхателю испить речной влаги, взятой справа от ладьи. «Какова вода на вкус?» — спросила угодница Божия. «Совершенно одинакова» — «Как же ты безстыдно взираешь на чужую жену, хотя доподлинно знаешь, что женское естество всегда одно и то же?» — строго спросила святая Феврония, усрамив и тотчас остудив пыл похотливца». Вот и показана в этом эпизоде жизни святых она – семейная верность.

А еще верность здесь: когда бояре поставили князя перед выбором – правление или жена-простолюдинка – он остался верен семье. «Супруга дана ему Богом, и он не может идти против воли Божией. Князь ищет не личной пользы, выгоды, но пытается следовать путем, который ведет его — вместе с женой — к Творцу. Поэтому он полагается на Бога, Который дал ему жену и Которому он полностью доверяет». Те же самые бояре через непродолжительное время просили Петра и Февронию вернуться. Помните? «Верный в малом и во многом верен».

Доказательством нерасторжимого единства супругов являются и последние дни святой пары, к концу жизни по взаимному согласию облачившихся в ангельские ризы: «В то время, когда преподобная и блаженная Феврония, нареченная Ефросинией, вышивала лики святых на воздухе для соборного храма Пречистой Богородицы, преподобный и блаженный князь Петр, нареченный Давидом, послал к ней сказать: «О сестра Ефросиния! Пришло время кончины, но жду тебя, чтобы вместе отойти к Богу». Она же ответила: «Подожди, господин, пока дошью воздух во святую церковь». Он во второй раз послал сказать: «Недолго могу ждать теб» И в третий раз прислал сказать: «Уже умираю и не могу больше ждать!» Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого лик уже вышила, а мантию еще не докончила: и остановилась, и воткнула в воздух иглу свою и замотала вокруг нее нитку, которой вышивала. И послала сказать блаженному Петру, нареченному Давидом, что умирает вместе с ним. И, помолившись, отдали они оба святые свои души в руки Божии».

Скончались они в один день и час 25 июня 1228 г., каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе в одном гробе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Так Господь прославил не только Своих святых, но и еще раз запечатлел святость и достоинство брака, обеты которого в данном случае оказались не ниже иноческих.

Любовь и верность каждого из нас кажется нам индивидуальной, частной, нашим личным делом, но все же она связана с любовью всех других людей. Любовь в обществе непосредственно влияет на жизнь и состояние всего народа, всей страны. Верность – мерило любви. Любовь ‑  мерило жизни как временной, так и вечной.

Далек XIII век, в котором жили Давид и Евфросиния – пишет протоиерей Андрей Ткачев, ‑ Но близок Муром, где их мощи лежат. Близок и Господь ко всем призывающим Его во истине. Призовем, православные, Господа в эти дни и помолимся как о своей семье, так и о всякой семье христианской. Это наша война, и победа в ней есть победа жизни над смертью, победа Эдема над Содомом».

Екатерина Ранинен