Обращение епископа Павла перед началом Великого поста

ОБРАЩЕНИЕ

ЕПИСКОПА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО И СУРГУТСКОГО ПАВЛА

ПЕРЕД НАЧАЛОМ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Дорогие отцы, братья и сестры жители Югорской земли!

18 марта – наступает Великий пост. Семь недель святого поста, стоящие преддверием великого праздника во славу Христа Спасителя, по выражению святых учителей Церкви — лествица, по которой христиане должны восходить к духовным совершенствам. Сумевший и успевший пройти твердой стопой по этой лествице способен принять в себя дары Святого Духа и созерцать величайшее таинство Христова Воскресения.

Мы вступаем в Великий пост через особый чин прощения, и это не случайно. Первыми словами проповеди Спасителя были слова, призывающие к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие» (см. Мф. 4, 17).

Пост – это прежде всего время особенно усердного молитвенного обращения к Богу, очищения, совершенствования и самоиспытания души; по слову учителя Вселенской Церкви святителя Василия Великого, «истинный пост – удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления». Ограничение в пище – не цель и не смысл поста, а лишь средство к его правильному прохождению.

В дни Великого поста Церковь с особенным усердием призывает нас к покаянию, видению своих грехов, перемене образа жизни. Но осознание собственной греховности, неустойчивости в христианском доброделании не должно повергать нас в уныние: ведь Церковь, как любящая Мать, предлагает нам излечить свои души в Таинствах Покаяния и Причащения Святых Христовых Таин. Этот – путь становления и укрепления жизни во Христе, необходимый для каждого из нас. Ныне, в начале спасительного подвига Великого поста, хотел бы с архипастырской любовью побудить Евангельскими словами – «прииди и виждь» (Ин. 1, 46) – к творению добрых дел, к участию в Таинствах Церкви, в богослужебной жизни тех, кто пока еще взирает на нее с внешней стороны церковной ограды. Личный религиозный опыт не может быть заменен никаким усилием разума, напряжением воли или вниманием чувств, ибо «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).

С чего же должно начаться наше покаянное поприще? Оно должно начаться с очень простого и одновременно очень трудного дела. Мы должны в первую очередь найти в себе силы и мужество принести покаяние перед нашими ближними, как бы трудно и больно это ни было. Перед лицом тех, кого мы обидели и даже перед лицом тех, кто нас обидел, принести покаяние, сказать простое слово «прости». Сказать его не машинально, не по обычаю только, но с полным осознанием того, что без этого примирения с ближним не может быть внутреннего очищения человека, не может начаться дорога в Царствие Божие. И Церковь призывает нас к этому деянию сегодня. Найдем в себе силы сказать нашим ближним «прости». В первую очередь тем, с кем мы живем бок о бок, входя нередко в бытовые, семейные конфликты. Сказать это и тем, с кем мы работаем и с кем наши отношения также могут быть омрачены. Сказать это и ближним, и дальним, потому что раскаяние пред ближним есть первый шаг на пути нашего раскаяния пред Богом. И да поможет всем нам Господь обрести внутреннюю силу, дабы сегодня сделать столь важный шаг на пути к Царствию Божиему.

Я сознаю, что и мне не все удается сделать так, как, может быть, от меня ожидали люди. Я сознаю также и то, что по человеческой немощи не могу сделать всего того, что хотел бы сделать и чего от меня часто ожидают. Также сознаю и то, что по человеческой немощи мог кого-то обидеть — вольно и невольно, словом или делом или даже мыслию своею. За все это приношу покаяние. Благословите и простите меня, отцы, братья и сестры.

 

Божией милостию,

ЕПИСКОП ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ И СУРГУТСКИЙ

град Ханты-Мансийск

2013 год

Поделиться в социальных сетях: