Миссия в Ветхом Завете

Когда люди не подчинились воле Божьей, как это описано в книге Бытия, Бог решил осуществить замысел восстановления Своего Царства, постепенно возвращая к Себе народы. Бог избрал Авраама и обещал умножить его род и сделать его отцом великого народа. Через этот народ Бог хотел нести Свое благословение другим народам. Ветхий Завет, таким образом, может быть истолкован как исполнение обязательств завета с Авраамом, как осознание людьми возможности спасения и ответ Израиля Богу. Завет с Авраамом стал основой для понимания Божьего замысла спасения рода человеческого[1].

Бог установил завет с Авраамом, Исааком и Иаковом. Позже завет был распространен на весь народ Израиля. Бог явил Израилю Свои дела. Бог благословил Израиль, чтобы все народы признали Его власть. Он исполняет Свои обещания, и Израиль признаёт свои обязательства перед Ним.

Не оставляет сомнения тот факт, что у Израиля была священная обязанность перед всеми народами. Израилю, как народу священников, предстояло стать посредником между людьми и Богом. Израильтян захватывали в плен, как Иосифа, либо изгоняли из родной земли, как Даниила и Эсфирь, либо их направлял Сам Господь, как пророка Иону, которому было Слово от Бога идти проповедовать в Ниневию. Иеремия был призван стать пророком для всех народов. Он путешествовал, проповедуя и пророчествуя, как и другие посланцы. Все они несли Слово израильского Бога другим народам. Но Бог призывал нести Свое Слово не только выдающихся мужей. Маленькая служанка-израильтянка тоже была посланницей Божьей, когда оповестила об исцеляющей силе Бога больного проказой военачальника сирийской армии Неемана[2].

Бог дал Израилю земли, занимающие стратегически важное географическое положение, и предоставил возможность свидетельствовать о Нем всем народам. Однако Израиль пренебрег своими обязательствами и тем самым навлек на себя наказание Бога.

Книга Ионы, пожалуй, самый яркий из всего Ветхого Завета пример того, как Богу приходилось принуждать израильтян нести Его благословение другим народам. Книга Ионы имеет большое значение для осмысления основ миссионерского служения, потому что в ней говорится о том наказе, который Бог дал Своим людям относительно языческих народов и с помощью которого подготавливает нас к пониманию великого поручения из Нового Завета. Из этой книги мы узнаём о том упрямом сопротивлении, которое избранный народ часто оказывал великому замыслу Божьему[3].

Сегодня много говорят и пишут об обучении прихожан и служителей Церкви миссионерской работе. Иона представляет собой пример подготовки человека к служению. Книга Ионы свидетельствует о необходимости радикального изменения характера человека и коренной перестройки его жизни для того, чтобы он мог служить великой цели, поставленной перед ним Богом.

С помощью образа Ионы читателям показывается образ миссионера, бессердечного по отношению к язычникам, который, как позднее фарисеи, не мог вынести того, что Бог проявлял к ним милосердие. По выражению одного голландского теолога, «автор Книги Ионы хотел показать человека, который был полной противоположностью апостолам».

Автор Книги Ионы предостерегает от опасности нетерпимого отношения к язичникам, избранных Богом людей, и ставит перед каждым из нас вопрос: «Готов ли ты стать слугой, который посвятит жизнь исполнению наказа, данного Богом?» Он говорит о том, что народ Израиля занимается только собой, служит своим эгоистическим целям и не интересуется другими народами. Израиль, которому Бог открыл Свой замысел, отказывается идти к соседним народам, чтобы принести чужеземцам весть о суде Божьем и спасительном освобождении[4]. В этой книге есть обращение к верующим, которые разными способами пытаются уклониться от выполнения великого поручения миссии.

Попытки Ионы не откликаться на призыв Господа очень похожи на поведение людей и обществ, которые не хотят выполнять Божье повеление. Богу приходилось бороться с этническим эгоцентризмом Израиля. Так и сегодня Ему приходиться бороться с националистической закрытостью людей и народов ради того, чтобы Церковь шла в мир с проповедью Слова Божьего. Книга Ионы старается убедить читателей в том, что Бог хочет принести освобождение не только народу Израиля, но и языческим народам.

Народ Израиля не хотел добровольно исполнять свой долг перед Богом. За это он был подвержен преследованиям и изгнанию из родных мест. Бог рассеял израильтян по всей земле. Израиль начал выполнять свой долг, когда находился в изгнании и плену. Многие из ярчайших страниц Ветхого Завета повествуют об этом. Через свидетельство израильтян, насильно уведенных в чужие земли, имя Бога было провозглашено и прославлено в языческой среде. В огне несчастий проявились лучшие качества большинства иудеев, и они начали признавать всевышнюю власть Бога. Никогда больше те, кто уцелел после войн и плена, не будут поклоняться чужим богам. Так евреи стали первым народом, которые приняли единобожие – веру в одного всемогущего Бога Творца[5].

После возвращения иудеев из плена замысел Бога продолжала выполнять еврейская диаспора, обосновавшаяся в других государствах. В это время остатки евреев, разбросанные по Вавилонской, Персидской и другим державам, храня верность Богу, провозглашали Его имя. Именно в это время на чужих территориях появились первые синагоги[6]. Миграция евреев продолжалась и во времена Эллинистических царств и Римской империи. Они селились во всех важнейших торговых центрах мира, где преуспевали в делах и приумножались численно. Повсюду они сохраняли свою культуру и образовывали религиозные центры. Именно с евреями диаспоры поддерживал связь апостол Павел во время своих миссионерских путешествий.

В течение 400 лет между Ветхим и Новым Заветами народы мира услышали весть, которую должен был принести им Израиль. Тысячи верующих по всему миру присоединились к Израилю и признали Яхве Господом всего сущего, подготовив тем самым путь для прихода Мессии.

Из Мф. 23:15 мы косвенно узнаём о том, что некоторые евреи стали миссионерами. Они путешествовали по суше и морю, обращая язычников в иудейскую веру. Иоганнес Веркуил следующим образом охарактеризовал период между Ветхим и Новым Заветами: «Исследования периода появления еврейской диаспоры дают ясные свидетельства того, что евреи старались обратить в свою веру язычников, и это позднее отразилось на миссионерской работе, которую вели христиане как из обращенных язычников, так и из иудеев.

Септуагинта (греческий перевод Ветхого Завета) была известна всему цивилизованному миру, ее читали в синагогах диаспоры. Миссионерское влияние еврейской диаспоры было сильнее, чем предполагают многие исследователи этой проблемы. Более того, иудаизм оказал большое влияние на раннее христианство, так как христиане-евреи поддерживали тесные контакты со многими синагогами. Синагоги играли огромную роль, потому что привлекали к себе не только прозелитов (новообращенных язычников, которые полностью восприняли иудейство, включая обряд обрезания), но и так называемых «богобоязненных» (язычников, воспринявших иудейскую этику, часть иудейской культуры, но отказавшихся от обряда обрезания)»[7].

Диакон Владимир Лисин

[1] Глубоковский Н.Н. Хронология Ветхого и Нового Завета. – М., 1996. – С. 44.

[2] Лопухин А.П. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. – СПб.: Приложение к журналу «Странник». – Т.2. – С. 56.

[3] Николай (Пачуашвили), митрополит Ахалкалакский и Кумурдойский. «Основные принципы миссионерства по книге Пророка Ионы» // Материалы XXII Ежегодной Международной Богословской конференции ПСТГУ. – М., 2015. – С. 44.

[4] Указ. соч., С. 45.

[5] Николай (Пачуашвили), митр. Ахалкалакский и Кумурдойский. «Ветхий Завет о миссионерстве» // Богословие, история и практика миссий. Альманах миссионерского факультета ПСТГУ. Вып. 1. М., 2010. С. 6.

[6] Глубоковский Н.Н. Хронология Ветхого и Нового Завета. — М., 1996. – С. 48.

[7]Веркуил Иоганнес. Современная миссиология. — Амстердам, 1978. – С. 96-96.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться в социальных сетях: