logo
avatar
avatar

Если Господь благословляет наши труды, тогда они полноценны и полезны для нас

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верующий во Христа соблюдает главную заповедь - любит Бога и с любовью относится ко всему

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Господь даёт нам воду вечной жизни, от которой никогда не будет жажды

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Меню

«Каждого репрессированного вели на свою Голгофу…» Заседание рабочей группы «Общество и власть: прямой диалог»

09.09.2016|22:12

1048
1

9 сентября 2016 года в окружной столице состоялось заседание рабочей группы «Общество и власть: прямой диалог»  регионального отделения ОНФ «Народный фронт «За Россию», на котором был рассмотрен вопрос о строительстве часовни на месте массовых казней и захоронений в городе Ханты-Мансийске.

Это место было определено почти 20 лет назад. В 1997 году  возле современного здания КТЦ «Югра-Классик» (там сейчас находится автостоянка)  был установлен крест и щиты с фамилиями расстрелянных  – более 600 человек. Югорчане с удивлением находили фамилии своих родственников,  по-новому открывали для себя историю своей семьи, своего народа, своей Родины. Практически  треть репрессированных– представители коренных народов Югры, лежат в этой братской могиле предки рода Новьяховых, Степан Миронович Райшев – отец известного художника Геннадия Степановича Райшева.

Открывая заседание рабочей группы сопредседатель регионального отделения ОНФ в Югре Константин Терновой верно заметил, что вопрос об увековечивании памятного места жертв политических репрессий – это продолжение разговора о героях нашего времени (проект «Имя героя –школе» по инициативе активистов ОНФ активно реализуется в округе). Протоиерей Александр Шаргунов  однажды очень точно сказал о миллионах репрессированных и расстрелянных : «Бог избрал самое лучшее. В жертву за Россию был принесён её цвет».

Выступая в ходе обсуждения вопроса об архитектурном  воплощении идеи  увековечивания данного места, митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел, сравнил путь мучеников невинно пострадавших в годы репрессий с путем Иисуса Христа,  которого вели на Распятие: « Каждый репрессированный шел к своей Голгофе…».  К слову, среди пострадавших, были и репрессированные за веру.  Доподлинно известно фамилии трех священнослужителей, которые покоятся в этом месте.  До сих пор живут в Югре потомки Худяковых, Сургутсковых, Копыловых. 13 трудолюбивых, честных стариков расстреляли только за то, что они воспротивились закрытию церкви в селе Реполово Ханты-Мансийского района. Среди них монахиня, ссыльная Анна Евграфьевна Чемагина. Следственное дело свидетельствует, как мужественно вела себя Чемагина на допросах, никого не оговорила, от веры не отреклась. И вообще отказалась отвечать на вопросы следователей.    На состоявшемся в конце декабря 2015 года заседании Комиссии по канонизации Ханты-Мансийской митрополии было принято решение – подготовить документы на Чемагину А.Е. на рассмотрение Синодальной Комиссии по канонизации святых РПЦ.

Собственно, среди участников заседания практически не было разногласий по поводу памятного места. В специально подготовленной к заседанию рабочей группы справке, которую предоставил работавший в 1996-1999 году начальником отдела ФСБ по ХМАО-Югре Александр Петрушин, говорится, «в 1937-1938 годах решения Тройки УНКВД Омской области о расстрелах приводились в исполнение Остяко-Вогульским окружным отделом НКВД в Остяко-Вогульске (Ханты-Мансийске) в картофелехранилище, расположенном на территории, прилегающей к зданию окротдела НКВД (угол улиц Дзержинского и Мира) до речки Вогулки. Там же, в картофелехранилище, расстрелянных закапывали. Позднее его обвалили и на этом месте построили помещение для предварительного заключения задержанных в административном порядке».

Хотя существует и мнение, что расстреливали и в других местах города, трупы сбрасывали в реку. Что собственно не противоречит существующему положению вещей: возможно, было и такое. Ведь Ханты-Мансийск в 30-ые годы стал центром оперсектора НКВД и именно сюда привозили заключенных со всей территории современной Югры ( от автора: Омская область, куда входила и современная территория Югры, была разделена на 6 оперсекторов с центрами в Омске, Тюмени, Тобольске, Ишиме, Ханты-Мансийске  и Салехарде). И именно здесь  приводились в исполнении приговоры. А это огромное количество людей. Но, как верно заметил участник заседания, старший инспектор  отдела  Службы государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО-Югры Яков Яковлев, это место в массовом сознании народа уже связано с репрессиями. Тут стоит вспомнить выступление на заседании координатора общества «Краеведы Ханты-Мансийска» Надежды Кориковой, которая рассказывала о потомках расстрелянных, которые в дни памяти своих родственников, приходят на это место возле КТЦ «Югра-Классик», чтобы поклониться светлой их памяти.

Была некоторая дискуссия по вопросу архитектурного воплощения идеи. Главный архитектор города Ольга Фролова предложила мемориальный комплекс с барельефом часовни. На что многие присутствующие возразили: должна быть настоящая часовня. Куда родственники могли бы прийти поставить свечку, помолиться. Резонным выглядит и замечание руководителя региональной общественной организации ветеранов войны в Афганистане «Баграм», председателя Координационного Совета общественных организаций, эксперта ОНФ  в Югре Салавата Ниязова о том, что часовня будет расположена возле здания УВД округа, сюда могут прийти помолиться сотрудники правоохранительных органов, выезжая на какие-то служебные задания.

Кстати, именно Координационный Совет, куда входит 10 общественных организаций, выступил с инициативой увековечивания этого памятного места. Общественники обратились с данным Обращением к Митрополиту Ханты-Мансийскому и Сургутскому Павлу, главе города Ряшину М.П. Их инициативу поддержало региональное отделение ОНФ в Югре. Хочется верить, что разговоры об увековечивании данного памятного места, начатые почти 20 лет, наконец, обретут вполне реальное завершение. И возле КТЦ «Югра-Классик» будет установлена часовня, как знак нашей памяти, нашего покаяния, свидетельство того, что подобное в истории нашего народа больше не повторится.

Светлана Поливанова