Храм Воскресения Христова г.Ханты-Мансийск

Внести пожертвование на роспись Кафедрального Воскресенскго Собора можно через любой банкомат или информационно-платежный киоск Ханты-Мансийского банка, а также в офисе «Деловой России» в Ханты-Мансийске по адресу ул. Парковая, д. 92 «А», офис 1. Телефон/факс: (3467) 32-77-76.

Перечислить денежные средства также возможно и безналичным путем на расчетный счет Ханты-Мансийской епархии:
Получатель — Ханты-Мансийская епархия;
Назначение платежа — пожертвование на роспись кафедрального собора Воскресения Христова в городе Ханты-Мансийске

ОАО ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ БАНК
Кор.сч. 30101810100000000740
БИК 047162740
ИНН 8601999991
КПП 860101001
ОКАТО 71131000000
ОГРН 1118699000012
Всем благотворителям будут вручены именные сертификаты.

Кафедральный Собор во имя Воскресения Христова — место основного служения управляющего Ханты-Мансийской епархией, епископа Ханты-Мансийского и Сургутского Павла.Воксресенский Кафедральный Собор — глава большого Храмового комплекса во имя Воскресения Христова, в который входят и православная гимназия с однокупольным крестильным Храмом, освященным в честь святого равноапостольного князя Владимира, часовня в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия памятники которым установлены на Славянской площади. Рядом с помещением конфнренц-зала находятся памятники нашим Сибирским святителям- митрополиту Тобольскому , всея Сибири Чудотворцу и святителю Филофею Лещинскому, немало потрудившимся для просвещения языческих коренных народов нашего югорского края.

От центра города к Храму протянулась дорога, состоящая из 140-метрового каскада лестниц с мини-водопадами. В десяти водных каскадах расположились гранитные стеллы с текстами заповедей Священного Писания, данные Моисею Господом на горе Синай. «Каменные скрижали» расставлены таким образом, что зритель, поднимаясь террасами лестниц к храму Воскресения, прочтет все десять древнейших христианских законов один за другим (не прелюбодействуй, не поминай имя Господа твоего в суе и т.д.).

Основные этапы строительства:

В 1988 году епископом Тобольским и Тюменским Антонием было выбрано удачное место под строительство Храмового комплекса и позднее здесь был установлен крест, где в дальнейшем служились молебны и проходили крестные ходы.10 декабря 1999 года Высокопреосвященнейший Димитрий, архиепископ Тобольский и Тюменский освятил накладной камень на месте строительства будущего комплекса.В 2001-ом на месте строительства была забита и освящена первая свая,в фундамент под центральный алтарь Храма заложен камень, привезенный из Соловецкого монастыря.12 августа 2001 года место строительства Храмового комплекса посетил его Святейшество Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий IIПрактически все ведущие нефтяные и газовые компании, работающие на территории Югры участвовали в строительстве Воскресенского собора. Среди благотворителей и жертвователей- «Сургутнефтегаз», «Лукойл», «Юкос» и «Славнефть», Ханты-Мансийский банк и Государственная страховая компания «Югория», Мостострой-11 и строительная компания «Варьеганнефтеспецстрой», и многие другие. Возводили храмовый комплекс главный архитектор проекта Николай Казаков, главный конструктор Валентин Добрунов, генеральный подрядчик Омская компания «АСК», застройщик- благотворительный фонд «Во имя Воскресения Христова», работу которого курировали прежний Губернатор Югры Александр Филиппенко, протоиерей Сергий Кравцов и председатель фонда Владимир Семёнов. Малое освящение храма совершено Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием 24 мая 2006 года. 19 сентября Храм во Имя Воскресения Христова освятил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.По архитектуре это пятикупольный храм с отдельно стоящей колокольней. Высота главного купола почти 60 метров, высота подкупольной части внутри храма 41 метр; Под куполом находится центральное паникадило изготовленное в г.Омске.Высота колокольни 62 метра. На колокольне 12 колоколов, один из них «Губернаторский» весом 10 тонн. Отливались колокола на Московском заводе «ЗИЛ». Купола и Кресты храма изготовлены в г. Волгодонске они выполнены из специального сплава нитрит — титана.Главный престол Воскресенского Собора освящен в честь Главного праздника всех Христиан- Светлого Христова Воскресения, поэтому каждая Пасха в храме- престольный праздник.Престол северного придела храма освящён в честь Всех святых, в земле Сибирской просиявших (Престольный праздник здесь 23 июня), Престол южного придела храма — в честь святого благоверного князя Александра Невского (Престольный праздник 6 декабря).Иконостас храма трехъярусный. Первый ярус — местночтимые иконы. Второй ярус двунадесятые праздники . Третий ярус Деисус (означает моление святых ко Господу в день Страшного Суда). В изготовлении иконостаса принимали участие специалисты Тобольской иконописной школы, резьба выполнялась резчиками из г.Новочебоксарск, золочение резьбы выполнено специалистами из Троице Сергиевой лавры и Тобольской иконописной школы.

По благословению управляющего Ханты-Мансийской епархией епископа Ханты -Мансийского и Сургутского Павла выполнена роспись Храма Воскресения в сербско-византийском стиле иконописцами из художественной мастерской Томского Союза монументалистов, скульпторов и дизайнеров. Объем работы – 4100 квадратных метров фресковой росписи.

На сегодняшний день в Воскресенском Кафедральном Соборе находятся многие святыни -иконы с частицами и мощи святых угодников Божиих- святителя Иоанна, Тобольского Чудотворца, святителя Нектария, архиепископа Сибирского и Тобольского, блаженного Павла Таганрогского, святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, святителя Луки Войно-Ясенецкого, ковчег с мощами святых угодников Киево-Печерской лавры, мощевик с частицами камня Гроба Господня, Дуба Маврийского, мощами апостола Андрея Первозванного, Свт. Луки Симферопольского, Прмчцы. Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары. В день тезоименитства епископа Ханты-Мансийского и Сургутского Павла в Ханты-Мансийскую епархию доставлены мощи апостола Павла, в Соборе также находятся мощи покровителей семьи — святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских.

Роспись (Техника, сюжеты, исполнители) —

 

Храм с древних времен называют «небом на земле» поскольку через богослужение нам открывается Царство Небесное и, конечно, все украшение храма должно соответствовать этому. Уже в катакомбах, где совершали богослужения первые христиане во время гонений, были росписи. В Византии к X веку сформировалась цельная и символически насыщенная система храмовой росписи. На Руси она была принята за основу и впоследствии, распространилась в других христианских государствах. Она развивалась: приобретала новые физические свойства, новые оттенки, складывались сюжеты — формировались различные стили, созвучные эпохам, но смысл оставался неизменным в своем богословском содержании вторящий догматам церкви:

«…Изобразительность неразлучна с евангельским повествованием и наоборот, евангельское повествование с изобразительностью…, что слово сообщает через слух, то живопись показывает, молча через изображение».

Для росписи Воскресенского Кафедрального Собора был выбран сербско-византийский стиль изображения, он по-своему яркий и в меру сдержанный, вторящий архитектуре, характеру храма, его освящению. Так же он включает в себя много ценных памятников церковного изобразительного искусства, переданных от древних мастеров к нам, к потомкам. А иконописцы, опираясь на этот древний глубокий художественный опыт и бесценные образцы, имеют возможность создать достойное украшение Воскресенского собора.

Для нанесения монументальной живописи были выбраны силикатные краски, это конечно не фреска, не рисунок по сырой штукатурке, как у древних мастеров, но тем не менее новые технологии силикатной краски позволяют увековечить стенопись посредством подготовки и укрепления грунта, на который будет нанесена живопись, содержания стойкого вещества в самой краске и в дальнейшем закреплении изображения специальным фиксирующим лаком.

Эти новые художественные материалы уже использованы при росписях многих храмов и соборов России. Силикатная краска водоустойчива, не токсична, позволяет стенам дышать и что очень важно создает нужные сложные оттенки и приятную глазу матовую поверхность.

Компоновка изображений опирается на сложившийся классический план росписи крестово-купольного храма. Все композиции в своем расположении имеют задачу как бы снизойти от Всевышнего к людям. Взгляд молящихся в храме, скользит по стенам от Христа Пантократора, вниз, до святых, живших с нами на одной земле, и житием своим, прославивших Бога.

О росписи Воскресенского Собора можно говорить много и с упоением — многообразие евангельских сюжетов и целый сонм святых, среди которых и сибирские святители — Нектарий Тобольский, Филофей Лещинский и Далмат Исетский.

Все Фрески левого , северного приделаВоскресенского кафедрального собора, повествуют о важнейших событиях из жизни Сибирских святых.

Два нижних регистра росписи повествуют нам о них. Здесь мы видим изображение святителя Нектария Тобольского, держащего образ Абалакской иконы Божией Матери, а также преподобного Далмата Исецкого, у которого в руках находится обитель, символизирующая один из подвигов святого. Он на пепелище сожженного монастыря возсоздал новый. Далее следует краткий житийный цикл святителя Иоанна Тобольского, глубоко почитаемого сибиряками и всеми православными христианами. Здесь представлено его чудесное исцеление, совершенная после болезни Литургия, обретение мощей Феодосия Черниговского – духовного наставника сибирского святителя, успение Иоанна Тобольского в своей келии и обретение его нетленных мощей. За житийным циклом святого Иоанна размешено клеймо, повествующее о чудесном явлении и обретении мощей святителя Павла Тобольского. В этом же регистре представлен один из духовных подвигов святого Трифона Вятского — обращение язычников – остяков ко Христу, их крещение и воцерковление. Самый нижний регистр северного придела храма отведен собору сибирских святых. Здесь представлены: святители, мученики, преподобные и юродивая жена Домна Томская. Все они молятся за нас перед Престолом Всевышняго.

Центральное пространство храма — площадь колон, разделена на три регистра, в которых изображены различные святые, чаще всего призываемые в молитвах прихожан: здесь можно увидеть римских воинов-мучеников, облаченных в свои доспехи; преподобных столпников Симеона и Даниила; святых жен-мучениц: Екатерину, Татьяну и Анастасию, а также Адриана и Наталью; богоносных целителей; безсребренников; благоверных князей, царей и многих других почитаемых святых. Они облачены в те одежды, которые носили при жизни, у них узнаваемые лики и все образы освящены нимбами и надписаниями. На южной стене, в верхнем регистре росписи, изображено Сретение Господне. Этот праздник является прообразом встречи Ветхого и Нового Заветов. Святой Симеон богоприимец символизирует собой Ветхий Завет, в котором все предвещало и ждало пришествие Спасителя. Позади Симеона стоит святая Анна, держащая в своих руках свиток с пророчествами о Боговоплощении. Перед храмом стоит святая Дева Мария и Иосиф, держащий в руках двух горлиц, во исполнение еврейского обычая жертвы Господу, а Божия Матерь передает Младенца святому Симеону, знаменуя этим начало исполнения Нового Завета. Принимая Господа, Симеон произносит великие слова, которые стали произносится на каждом богослужении: «Ныне отпущаеши раба твоего Владыко по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое…».

Рядом с Рождеством Иисуса Христа изображено Его крещение от Иоанна Предтечи. Святой Иоанн, в своей земной проповеди, призывает к покаянию, указывая, что секира уже у корня древа не приносящего плода. Эта секира изображена в левом нижнем углу композиции, у сухого, красного, бесплодного дерева. Сын человеческий был безгрешен, Он крестился во имя исполнения Завета. Вся святая Троица впервые была явленна человечеству: Бог – Отец во гласе: «Се Сын Мой возлюбленный, в Котором благоволение Мое» (Мк. 1:11); Бог – Сын во плоти и Дух святой в виде голубя, сходящего на главу Иисуса Христа. Ангелы благоговейно, с покрытыми руками предстоят этому событию. Еще царь и пророк Давид, в своих псалмах, пророчествовал об этом: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять, горы взыграшася яко овчи и холми яко агнцы…». (Пс. 113) В реке мы видим персонифицированное изображение моря и Иордана, а взыгравших агнцев и овец символизируют горки, раскинутые по всей композиции. Этому событию – явлению святой Троицы – удивилась вся земная природа.

Южный придел Воскресенского собора посвящен святому Александру Невскому. Соответственно два нижних регистра повествуют нам о его житии. Их прочтение начинается с востока на запад – верхний регистр, затем нижний. Первоначально изображается рождение Александра Невского от святой княжны Феодосии, повествуется о его становлении и мудром правлении, особое место занимает композиция ледового побоища, где святой ведет русское воинство в атаку защитить народ и в первую очередь веру православную от врагов. Здесь также рассказывается о болезни святого, о его принятии схимнического пострига и смерти. Последние две композиции иллюстрируют события 30 августа 1724 года, когда по указу Петра Первого мощи Александра Невского были торжественно перевезены в Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру, где почивают и ныне.

«Честь, воздаваемая образу, относится к ее первообразу, и, поклоняющийся иконе, поклоняется ипостаси изображенного на ней.» — так гласит догмат иконопочитания. И сейчас, пребывая в соборе и наблюдая росписи на стенах, люди имеют возможность намного легче возноситься в своих молитвах к Богу и предстоящих Ему святым.

 

Поделиться в социальных сетях: