logo
avatar
avatar

Если Господь благословляет наши труды, тогда они полноценны и полезны для нас

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верующий во Христа соблюдает главную заповедь - любит Бога и с любовью относится ко всему

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Господь даёт нам воду вечной жизни, от которой никогда не будет жажды

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Меню

Храм святого Серафима Саровского г. Белоярский

24.05.2012|09:22

9070
6

Православная община в городе Белоярском была организована в 1993 году. 19 января 1993 года состоялось первое собрание общины а, 26 апреля регистрация. Инициаторами создания общины были А.А. Любчак, О.Н. Серова и Т.Корчагина.

С начала основания общины в актив входили Спичак В.А., Черноусова Т.Ю., Злобина Л.Н., Липич В.Ф., Захаренко А.В.

Первые годы существования общины духовное окормление осуществлял иерей Сергий Кузнецов. В 1999 году выпускник Тобольской Духовной семинарии Леонид Степанов был рукоположен Архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием в сан иерея и назначен исполняющим обязанности настоятеля храма.

В июне 1993 года начались работы по строительству храма. Согласно проекту создавался храм в деревянном исполнении, трехкупольный, украшенный деревянной резьбой, в плане имел форму креста.

Небольшой по размерам, простой, но в тоже время светлый и нарядный деревянный храм стал первым в Сибири, носящим имя великого угодника Божия Серафима Саровского.

Строительство велось на пожертвования предпринимателей и жителей города и завершилось в октябре 1996 года.

30 октября 1996 года, Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий совершил великое освящение храма, что явилось первым важнейшим событием в жизни прихода.

В 2001 году на территории храма было построено здание воскресной школы, на первом этаже которого расположены библиотека и классные комнаты, на втором — крестильный храм, в здании имеется трапезная, колокольня. Его освящение в сентябре 2001 года также стало одним из важнейших событий в жизни прихода.

8 марта 2002 года деревянный храм сгорел, и в мае 2002 года по благословению Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия началось строительство нового храма в каменном исполнении.

Участок, отведенный под строительство храма преподобного Серафима Саровского был расположен на месте сгоревшего храма. С восточной стороны к участку храма примыкает территория городского рынка, с северной стороны находится здание воскресной школы и жилая застройка.

Здание храма имеет четырехстолпную схему с трехчастной структурой плана: алтарь, средняя часть, притвор в итоге образует крестообразную форму плана.

Храм трехкупольный, в объеме южного притвора – цилиндрическая ниша, в которой установлена скульптура преподобного Серафима Саровского, что придает храму еще большую торжественность и монументальность. Выступающая часть притвора с надстроенной башней-колокольней имеет прежде всего композиционную роль (колокольня имеется в стоящем рядом здании храмового комплекса). На первом этаже расположен входной тамбур, переходящий в притвор. В притворе — вестибюль, свечной киоск и лестница на второй ярус. Внутренними столпами средняя часть храма разделена на нефы, и увенчана световым кольцом барабана с высокими оконными проемами.

В целом, при проектировании строго соблюдались принципы «золотого сечения» соразмерности и учитывалось понятие о гармоничном сочетании новых форм и материалов с уже устоявшимися в истории традициями зодчества, для чего было изучено множество аналогов и образцов храмового строительства.

Торжественное освящение храма преподобного Серафима Саровского было совершено Архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием 20 сентября 2003 года.

В составе специалистов-разработчиков проекта были: главный архитектор Осененко А.В., главный конструктор Азаренко И.Н., архитекторы Вашкевич А.С., Пузыревская Е.О. Заказчиком строительства выступало ЗАО «Сити-Арх».

С января 1998 года, при храме преподобного Серафима Саровского, открыла свои двери воскресная школа. В то время еще не было специального помещения для ее работы, и занятия велись в городской общеобразовательной школе №1.

Численность слушателей на 1 сентября 2007 года составляет 18 человек : 13 –дети от 6 до 14 лет, 5 –взрослые. Цель организации работы воскресной школы: подвести детей и взрослых к пониманию понятий Бог, мироздание, жизнь; назначения и призвания человека, подготовить слушателей к осмыслению личного духовного опыта общения с Богом. Предметы и спецкурсы учебного плана: катехизис, основы православной культуры, церковно-славянский язык, музыка, рисование, история русского искусства. При приходе действует Молодежное общественное движение «Сибирь Молодая Православная». Члены движения помогают приходу в хозяйственных работах, ежегодно участвуют в проведении мероприятий, посвященных памяти святых Кирилла и Мефодия и приуроченных к окончанию учебного года в воскресной школе.

Духовно–просветительская деятельность прихода включает размещение статей в местной газете «Белоярские вести», видеосюжеты и репортажи на местном телевидении, радиопередачи о начале работы Воскресной школы, о праздновании праздников Пасхи, Рождества Христова в приходе, постановку утренников и концертов для прихожан силами учащихся воскресной школы и творческих коллективов города.

Приход занимается и социальной деятельностью. Открыта молельная комната в стационарном отделении центральной районной больницы; регулярно проводятся душеспасительные беседы, оказывается необходимая помощь одиноким пожилым людям, находящимся в комплексном социальном центре помощи населению, оказывается разовая помощь продуктами малоимущим семьям.

 

ИСТОРИЯ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В настоящее время в Белоярском районе один приход и два приписанных к нему прихода. Приход храма преподобного Серафима Саровского и большой каменный храм в городе Белоярском, два прихода в с.Казым и п.Сорум не имеют храмов, богослужения проводятся в приспособленных помещениях. Самая древняя церковь находится в селе Полноват – Богородице-Успенская церковь (Успенская церковь Казымской волости)

В исторической справке мы находим, что строительство деревянной церкви в юртах (так назывались тогда поселения остяков) Полноватских началось в 1723 году, а завершено было в 1725 году. Велось оно «казенным коштом» т.е. за государственный счет

Своим появлением она обязана, по-видимому, миссионерской деятельности среди аборигенного населения бывшего Тобольского митрополита Филофея Лещинского, в ходе своих поездок по Западной Сибири в 1712-1727 г.г., побывавшего и в этих местах. Таким образом, эта церковь, как и все остальные построенные церкви Обского севера, предназначалась «для здешних остяков».

В ней был устроен престол, освященный во имя Успения Пресвятой Богородицы, по которому она получила название Успенской. В дальнейшем церковь никогда более не расширялась, все время оставаясь однопрестольной.

В 1740 году, по сведениям Г.Ф. Миллера, в Полноватском погосте имелись, «помимо жилищ церковных служителей, 4 остяцкие юрты»

В 1749 году, по данным духовных росписей, приход Успенской церкви Казымской волости состоял из 13 юрт, включавших 131 двор. История миссионерской деятельности 18 века, в доступных нам документах, не раскрывается, имеются лишь сведения об истории Полноватской церкви как архитектурного объекта.

Первое здание церкви, простояв чуть менее 40 лет, исчезло в огне 23 ноября 1763 года в результате пожара, случившегося «при топлении во оной… церкви печи».

Пожары деревянных церквей на Обском севере, в силу различных причин (быстрое обветшание зданий в суровых климатических условиях, стихия, человеческий фактор), случались тогда довольно часто.

Спустя несколько дней, 28 ноября того же года, Березовское духовное правление обратилось с доношением о происшедшем к митрополиту Тобольскому и Сибирскому Павлу (Конюсскевичу), в котором просило о разрешении построить в Полноватском погосте вместо сгоревшей новую деревянную церковь.

Восстановление церкви шло несколько лет (по-видимому до первой половины 1766 года).

Однако к началу 19 века второе здание успенской церкви Казымсой волости вновь пришло в ветхость. Богаче за все это время не стала, и в ее приходской казне средств на строительство нового здания по-прежнему не было. Понемногу стали поступать пожертвования, причем, иногда они делались не деньгами, а имуществом. Например, в 1810 году успенской церкви Казымской волости кем-то были пожертвованы олени, которых пришлось продать, и уже только потом деньги поступили на ее счет.

В 1812 году второе здание Успенской церкви Казымской волости, простояв (как и первое) чуть более 40 лет, вновь сгорело,

Построена новая церковь была в 1817 году «прихожанами и старанием местного священника о. Андрея Карпова. В отличие от предшествующих это здание было более долговечным и просуществовало более 100 лет. В начале 20 века в причте Полноватской Успенской церкви состояли священник и псаломщик, с годовым жалованием соответсвенно 600 и 200 рублей. Жили они в общественных домах. У церкви не было ни собственной пахотной, ни сенокосной земли.

В приход церкви тогда входило 379 дворов, число прихожан составляло 2262 человека (1131 мужчина и 1131 женщина).

Закрыта Полноватская Успенская церковь была, по некоторым данным, в 1925 году и пока еще не восстановлена. В настоящее время она признана памятником истории и культуры. Разработан проект на реставрацию церкви.

Духовенство прихода:

иерей Георгий Полевщиков
диакон Евгений Мельник

Адрес:
628162, ул. Барсукова, д. 5, г. Белоярский,
Тюменская обл., Ханты-Мансийский — Югра АО,
Телефон (34670) 2-15-07, 2-30-37(факс)

Духовенство храма