Духовные причины украинского кризиса

Иерей Тарасий Борозенец

Под духовностью мы главным образом понимаем религиозный фактор. Поэтому попытаемся проанализировать кризис на Украине с религиозной, а конкретнее с православной точки зрения.

По моему мнению, все другие составляющие этого кризиса – политическая, экономическая, социальная, военная, культурная, языковая, ментальная укоренены в духовно-религиозной, хотя это может показаться и не очевидным на первый взгляд.

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что общество на территории современной Украины с момента обретения ею независимости было разделено религиозно и конфессионально. Религиозное разделение порождало разделение культурное, политическое, цивилизационное.

Факт такого разделения требовал от украинской политической элиты чрезвычайно взвешенной и мудрой религиозной и культурной политики. К сожалению, действия власти, оппозиционная борьба лишь усугубили религиозно-цивилизационные различия, доведя их до открытого противостояния и вражды в обществе.

Вот как об этом рассуждает Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий: «Мы видим столкновение интересов экономических, политических, если хотите, духовных Запада и Востока, и трещина эта прошла по Украине. В этом наша трагедия. К сожалению, срабатывает древняя пословица о том, что когда паны спорят, у мужиков чубы трещат. Восток имеет свои ценности, Запад — свои, мы буферная зона между Западом и Востоком. Европа показывает нам уже конкретный пример жизни без Христа. Там не обращают внимания на заповеди Господа, на Его запреты. Наоборот, там все более поощряется вседозволенность, согласно которой жизнь освящается не законом Божиим, а желаниями человеческими. Но это неправильный путь».

Распространенными на Украине являются Православие – самая крупная христианская конфессия, по всей Украине, но преимущественно в центре, на юге и востоке; Римо- и греко-католичество – преимущественно на западе; старые и новые протестантские деноминации – по всей территории, ислам – раньше в основном концентрировался в Крыму среди татар, сегодня по всей территории, но малочисленно. Украина – полигон для множества сект, которые пришли и поддерживаются с Запада, главным образом из США.

Православие ослаблено разделением на три организации – самую крупную каноническую УПЦ во главе с Блаженнейшим митрополитом Онуфрием в единстве с Московским Патриархатом, раскольнические  УПЦ КП во главе с анафематствованным Михаилом Денисенко, называющим себя Патриархом Филаретом, и малочисленная УАПЦ. Власти откровенно поддерживают раскольнические структуры, оказывают давление на каноническую Церковь, обвиняя ее в непатриотизме, предательстве и поддержке Москвы.

Современная политическая элита Украины в основном неправославная. Это или филаретовцы, или греко-католики, или сектанты. Например, глава совета национальной безопасности Турчинов – баптистский пастор, бывший премьер Украины Яценюк – сайентолог.

Униаты, римокатолики, православные раскольники, подавляющее большинство протестантских церквей, баптисты и прочие откровенно поддержали государственный переворот, то есть принимали в нем участие, поддерживают сегодняшнюю власть и войну на Донбассе. Единственная из религиозных организаций, воздерживающаяся от оценок госпереворота, старающаяся быть вне политики, называющая войну на Донбассе гражданской и братоубийственной, призывающей к миру – это УПЦ во главе с Блаженнейшим Онуфрием.

Таким образом, по своему религиозному составу Украина фрагментирована и заполитизирована. Из-за этого УПЦ, тем более другие религиозные организации не обладают достаточным влиянием на политическую и общественную жизнь, чтобы изменить ее к лучшему. Напротив, политики, сконцентрировавшие в своих руках власть за счет госпереворота, пропаганды национализма и войны, имеют возможность «разделять и властвовать», использовать религиозный фактор в своих эгоистических интересах, манипулировать и управлять религиозной жизнью своих граждан.

Сегодня Порошенко и сотоварищи в очередной раз осуществляют попытку создать украинскую поместную, автокефальную, независимую, православную церковь, которая была бы признана Константинопольским Патриархатом. Другими словами речь идет о грубом вмешательстве во внутреннюю жизнь Церкви, об окончательном отделении православных от РПЦ и создании единой карманной и управляемой Православной Церкви на Украине.

Влияние и без того слабого канонического Православия еще больше ослабляется обмирщением сознания и образа жизни украинского общества, незнанием и непониманием даже православными людьми своей религиозной традиции, духом материалистического потребительства и эгоистического гедонизма, подменой христианских ценностей мирскими.

В массе своей люди лишь называются христианами, верующими, православными, но на практике живут согласно со своими собственными представлениями о правильном и должном, которые зачастую противоречат Евангелию. Секуляризация образует общий культурный и ментальный контекст религиозной жизни на Украине, делает религию инструментом в руках политиков, подпитывает раскол и фрагментацию религиозной жизни.

Отсутствие в обществе объединяющей религиозной традиции, его фрагментация вместе с секуляризацией лишают народ внутреннего духовного иммунитета, способного обеспечить устойчивое, стабильное развитие.

Главная духовная причина украинского кризиса – это отпадение от Христа и Его Церкви большей части общества. Ведь, Христос – источник мира, духовного и физического благополучия личности и народа. Он и только Он – наш Путь, Истина и Жизнь. Отпадение от Него происходит разными путями – через неверие, иноверие, инославие, номинальное христианство, светский либерализм, гедонизм, национализм и т.п. Государства и народы разделяются в себе, ввергают себя в кризис, доходящий до братоубийственной войны, когда отрекаются от источника единства – Бога. Внешние силы лишь используют это в своих интересах. Поэтому главная вина за украинский кризис лежит на самом украинском обществе, в том числе и на православных, на нас с вами. Ибо все мы принадлежим к одной Православной Церкви, к одной цивилизации – Русскому миру.

Когда мы говорим об Украине, на самом деле мы говорим о себе. Смотря на Украину, мы смотрим на себя. Украина – это не просто окраина Русского мира, русского духовного и культурного пространства. Киев – мать городов Русских, историческая, генетическая, мистическая сердцевина Русской цивилизации. Поэтому враги России и метят туда, желая поразить нас в самое сердце. Кризис на Украине – это рана в сердце Русского мира.

И российское общество нельзя назвать здоровым с духовной точки зрения. Все украинские симптомы есть и у нас в России. Правда, они еще не достигли такого развития, не нарвали, как на Украине. Мы – такие же грешники, как и жители Украины. То, что там происходит, это наша общая беда и наш общий урок.

Кризис – это, конечно же, острая стадия болезни, но еще и возможность ее понять, поставить себе правильный диагноз и начать исцеление. Чаще всего именно беда подвигает человека и общество обратиться к Богу. Так было и с ниневитянами, к которым пришел ветхозаветный пророк Иона с предупреждением о неминуемой гибели, если они не покаются.

Если мы не покаемся, не изменим свою жизнь в согласии с Евангелием, то и нас может ожидать тоже, если не худшее. Господь часто промыслительно попускает гибель одних грешников для вразумления и спасения других.

Вот как об этом говорится в Евангелии от Луки: «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:15).

Путем сохранения и усиления государственного суверенитета, эффективной внутренней и внешней политики, самое же главное, путем духовно-нравственного воспитания и образования, реальной христианизации нашего народа, самих себя мы можем помочь и себе, и Украине, встать на путь исцеления и преображения.

Хочешь помочь ближнему, начни с исцеления своей души. Признай свою собственную духовную ответственность за происходящее и начни менять самого себя. Другого пути спасения нет. Как говорил наш великий святой прп. Серафим Саровский «Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Поделиться в социальных сетях: