logo
avatar
avatar

Если Господь благословляет наши труды, тогда они полноценны и полезны для нас

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верующий во Христа соблюдает главную заповедь - любит Бога и с любовью относится ко всему

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Господь даёт нам воду вечной жизни, от которой никогда не будет жажды

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Меню

Доклад митрополита Ханты-Мансийского и Сургутского Павла на пленарном заседании XVII Кирилло-Мефодиевских образовательных чтений

19.05.2018|21:47

1489
0

Доклад

Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Павла Митрополита Ханты-Мансийского и Сургутского

на пленарном заседании

XVII Кирилло-Мефодиевских образовательных чтений

«Славянский мир – традиции содружества: история и современность, взгляд в будущее»

 

Дорогие члены президиума, отцы, братья и сестры! Уважаемые участники семнадцатых Кирилло-Мефодиевских образовательных чтений! Позвольте сердечно поприветствовать всех вас от лица Ханты-Мансийской митрополии Русской Православной Церкви.

Наш научно-богословский форум уже традиционно проходит в контексте празднования трех величайших событий мировой истории.

Во-первых, буквально три дня назад мы совершили Отдание праздника Святой Пасхи Воскресение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Который совершил победу жизни над смертью, даровал человечеству Свою Православную Церковь как единственный путь спасения и обожения.

Во-вторых, всего лишь десять дней назад мы с радостью в сердце и со слезами на глазах отмечали Победу нашего народа в Великой Отечественной войне, которая положила конец нацизму как мировому злу.

В-третьих, это праздник Вознесения Господня, в результате которого наша исцеленная от греха и смерти человеческая природа была вознесена Христом к Богу Отцу и навечно соединена с Богом. Тем самым для каждого из нас был открыт путь личного обожения в Церкви по воле Отца через Сына содействием Святого Духа.

Значение этих эпохальных исторических событий для православного народа, для всего славянского мира, невозможно переоценить. Без преувеличения можно сказать, что без этих трех побед само наше существование было бы под вопросом.

Тема нашей конференции заставляет нас осмыслить и обсудить множество актуальных вопросов. Прежде всего: Что такое славянский мир? Существует ли он? Почему он сформировался? Как и за счет чего развивался? Каково его призвание? И, наконец, какое место занимает в нем наша страна и наш народ?

Когда мы говорим о славянском мире, мы говорим об особом культурно-историческом типе или цивилизации, к которой относятся страны, народы и люди, говорящие на славянских языках, приобщенные к Кирилло-Мефодиевской письменности, преимущественно исповедующие Православную веру, разделяющие традиционные нравственные ценности, имеющие прочные родственные связи и единую историю. Сегодня славяне – крупнейшая в Европе группа родственных по происхождению народов, компактно населяющих обширные территории Европы и Азии, а также рассеянных по всему миру.

По мнению историков, прославянские образования начали формироваться около двух тысяч лет назад. Ко второй половине I тысячелетия от Рождества Христова появились отдельные славянские этнические общности (союзы племен). Как отдельная цивилизация славяне вышли на историческую арену с возникновением великих Европейских славянских держав (Первое Болгарское царство, Киевская Русь, Великоморавская держава, Древнепольское государство), с их принятием христианства, по преимуществу Православного, в последней трети первого тысячелетия от Рождества Христова.

Без сомнения, главнейшим духовным фактором существования славянского мира является Православие. Воспринятое от Византийской империи, Православие постепенно объединило разрозненные языческими суевериями славянские племена, внушило им передовые для того времени государственные, правовые, научные, эстетические, образовательные, воспитательные, нравственные ценности, идеалы и устои, сообщило неисчерпаемый духовный ресурс для самосохранения и плодотворного развития.

Огромную роль при этом сыграла просветительская миссия святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, их учеников, благодаря которым славянские народы получили свою родную письменную традицию – залог сохранения нашей исторической памяти, всей нашей культуры. Православие сообщило южно- и восточно-славянским народам такой заряд исторической энергии, за счет которого мы существуем поныне и будем существовать далее, если бездумно не отречемся от него в угоду разрушительным соблазнам мира сего.

По мнению ряда мыслителей, есть какая-то таинственная связь, предрасположенность между Православной верой и славянским миросозерцанием, как сегодня говорят менталитетом. Православие и славянство чрезвычайно близки, родственны друг другу. Это доказывает хотя бы тот факт, что большинство православных – представители именно славянских народов – русские, украинцы, белорусы, болгары, сербы, македонцы… Возможно, здесь сказывается врожденное славянскому мироощущению чувство прекрасного, которое приводит к убеждению, что «красота спасет мир»; или дело во вселенской, всечеловеческой открытости, отзывчивости славян, их способности сопереживать, сочувствовать всем вплоть до подвига евангельского самопожертвования «за други своя»; или проявляется пресловутая широта славянской души, ее устремленность в бесконечность, невозможность для нее удовлетвориться ничем земным, временным, ограниченным.

Как бы там ни было, фундаментальным историческим фактом является то, что Православие стало единым сердцем, душой, духом нашего и многих других славянских народов, основой нашей веры, надежды и любви, высочайшим смыслом нашего существования. Это наше единственное бесценное сокровище, которое мы призваны благоговейно хранить, безбоязненно свидетельствовать о нем перед другими народами, щедро делиться со всеми, кто способен его принять.

Сохранение Православия во всей его полноте и чистоте, его проповедь и распространение по всему миру – в этом заключается высшая миссия славянского мира, наше призвание от Господа. Об этом говорят наши выдающиеся философы Владимир Сергеевич Соловьев и Иван Александрович Ильин, наши гениальные писатели Николай Васильевич Гоголь, Федор Михайлович Достоевский и Иван Сергеевич Шмелев; наши великие святые святитель Феофан Затворник, святитель Николай Сербский и преподобный Иустин Попович, целый сонм лучших сынов нашего Отечества. Другого призвания у нас нет и быть не может. Отказавшись от него, славянский мир обречет себя на деградацию и гибель.

Разумеется, наряду с просвещением других, нам нужно просвещать самих себя. К великому сожалению, славянские народы вместе с другими не избежали влияния секуляризации ‑ обмирщения сознания, образа жизни, культуры. Многие наши соотечественники стали добровольными жертвами неверия, инославия и иноверия, отрекшись от истинной веры своих предков. Множество тех, кто называет себя верующими, на самом деле не знают и на практике не исповедуют своей веры. Современные славянские народы являются христианскими, православными во многом лишь по названию, по инерции исторической традиции, но не по сознанию и образу жизни. Неверие, неправоверие и номинальная вера или одним словом секуляризация – вот ключевая проблема духовной безопасности славянского мира.

К сожалению, сегодня находятся люди, целые общественно-политические движения, правящие круги некоторых славянских стран, которые под влиянием либеральных и/или националистических убеждений отрицают само существование славянского мира как единой цивилизационной общности. Для них славяне – это разрозненные и даже враждебные народы, разделенные государственными границами, военно-политическими блоками, политическими идеологиями, экономической конкуренцией, собственными эгоистическими интересами. Нужно признать, что все эти факторы разделения и вражды присутствуют в настоящем славянского мира. Однако не нужно их преувеличивать и тем более абсолютизировать.

До тех пор пока люди общаются на славянских языках, пишут на кириллице, исповедуют Православие, создают крепкие семьи, рожают и воспитывают детей, прививая им традиционные ценности, славянское единство в многообразии не подлежит сомнению.

Главным хранителем нашего единства является Господь наш Иисус Христос, Пресвятая Богородица, наши общие герои и общие святые. С такими помощниками и защитниками нам нечего боятся, если только мы будем хранить благоговейную память о них, исповедовать живую деятельную веру в их заступничество, подражать им в своей личной и общественной жизни, будем почитать наши общие православные святыни.

В этой связи хочу обратить внимание еще на два вызова, которые стоят сегодня перед славянским единством. Это проблема беспамятства, забвения своей великой истории, и проблема ее злонамеренного переписывания, извращения нашей исторической памяти.

К великому сожалению, историческое беспамятство ныне приобрело массовый характер среди славянских народов. Думаю, главной причиной этой проблемы является греховная страсть, неуемная жажда материального потребления, наживы и комфорта, которая превращает людей в безответственных эгоистов, безразличных к общественным интересам, равнодушных к высшим духовным ценностям и идеалам, а народы – в безликие и бездушные общества потребления.

Ради сиюминутных чувственных наслаждений люди с потребительскими убеждениями отказываются даже от естественной потребности продолжения рода, рассматривают детей как угрозу для своего материального благополучия, посягая на саму их жизнь в материнской утробе. Тем самым они обрекают свои народы на постепенное вымирание и гибель.

Потребительство является причиной не только исторического беспамятства, но и демографического кризиса. Общество потребления – это вымирающее общество людей оторванных от своей исторической памяти, общество, которым легко манипулировать и управлять извне.

Ставя на первое место в жизни материальные потребности, человек заглушает в себе духовные интересы, становится слепым и невосприимчивым к веянию благодати Божией, добровольно предает себя в рабство стихиям мира сего, суть которого, по слову Апостола Иоанна Богослова, заключается в «похоти плоти, похоти очей и гордости житейской».

Рука об руку с утратой исторической памяти идет процесс ее сознательного извращения. Мы видим, что систематически, на глобальном уровне предпринимаются попытки переформатировать историческое сознание общества в нашей и других странах путем переписывания истории в угоду геополитическим интересам тех сил, которые мнят себя избранными, особенными и исключительными. Через массированную информационную пропаганду либерализма, молчаливое потворствование и активную поддержку национализма, технологии «цветных революций» Западный мир во главе с США ведет борьбу с исторической правдой. Мы должны, наконец, понять, что либерализм, национализм, революция – это чуждые и деструктивные для нашей истинной исторической традиции идеи и практики.

«На лжи нельзя строить человеческое благополучие, ‑ сказал Его Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, будучи на Украине в 2009 году, ‑ на лжи невозможно построить счастье. Если мы создаём ложные исторические концепции, мы дьявольскую ложь (а дьявол ‑ отец лжи) закладываем в основу бытия народа. Такие эксперименты не проходят. Они рухнут, эти эксперименты, но крушение их, к сожалению, влечёт за собой человеческие жертвы в прямом и переносном смысле этого слова».

Как видим, слова эти оказались пророческими. С болью в сердце мы видим, что происходит сегодня на многострадальной братской Украине, политическое руководство которой пошло по пути отказа от своих духовных корней, пути либерально-националистической деконструкции исторической памяти, увлекло за собой массу одурманенного народа, ввергло страну в ужас гражданской войны.

Через пропаганду потребительства, либерализма и национализма, насаждение беспамятства, переписывание истории, аборты и другие способы формирования демографического кризиса наши внутренние и внешние недруги во главе с врагом рода человеческого ведут войну против нашего традиционного самосознания и самого существования. Это война за сами наши души. От того, ответим ли мы на эти вызовы и как ответим, победим ли в этой войне, напрямую зависит настоящее и будущее славянского мира, спасение или гибель наших людей и обществ.

Решение всех этих проблем – фундаментальная задача для Церкви, государства, всех здоровых патриотических общественных сил. Без реального активного сотрудничества между этими тремя общественными институтами в сферах демографии, образования, воспитания, социального строительства, массмедиа истинное прогрессивное развитие нашей цивилизации не возможно.

Самой крупной и потому цементирующей частью славянского мира является мир русский – единый духовный и культурный мир восточных славян – наша русская цивилизация. Наша цивилизация исторически формировалась под влиянием Запада и Востока, Европы и Азии, вместила в себе традиции, культуры, религии многочисленных народов, входящих в ее состав. Однако этнической основой этого мира является русский народ вместе с украинцами и белорусами; универсальным средством общения – великий русский язык; самой мощной политической традицией – государство Российское; религиозным фундаментом – Православное христианство; высочайшим духовно-нравственным идеалом – идеал Святой Руси. Русская Православная Церковь, которая духовно окормляет Русский мир,‑ самая массовая Поместная Православная Церковь на свете. По количеству верующих она превышает все другие Поместные Православные Церкви вместе взятые. Сегодня как никогда важно все это сберечь и преумножить.

Милостью Божией сегодня Россия играет огромную роль в мировом сообществе. В политическом плане Россия выступает державой с глобальными интересами и общепризнанным международным авторитетом. Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, представителем других влиятельных международных организаций, она активно участвует в развитии и укреплении содружества славянских и других наций, реформировании модели международных отношений в соответствии с новыми политическими реалиями. Политическая значимость России подкреплена ее экономической и военной мощью. Россия обладает огромными географическими просторами и природными ресурсами. Опираясь на все это, она проводит суверенную внутреннюю и внешнюю политику, защищает традиционные религиозно-нравственные ценности во всем мире.

Славянский мир жив, пока жив мир Русский. Русский мир жив, пока жива Россия. Россия жива, пока есть Русская Православная Церковь, пока жива православная вера в нашем народе. Русская Православная Церковь ‑ духовное сердце России. Духовные сердца других славянских народов ‑ их Православные Церкви.

Наш благословенный край является неотъемлемой частью Русского мира, так же как Ханты-Мансийская митрополия ‑ частью Русской Православной Церкви.

На вверенной нам Богом земле мы ведем борьбу с вышеназванными вызовами для русского и славянского мира. В сотрудничестве с государственными органами и общественными организациями священнослужители и верующие ведут православное просвещение среди медперсонала и народа, проводят акции в поддержку жизни против абортов. Епархия активно участвует во всех государственных и общественных мероприятиях, проводит научно-практические конференции, конкурсы, акции в защиту традиционных ценностей, ради патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений, казачества, сотрудников силовых структур.

Все больше детей изучают Основы православной культуры в рамках курса Основы религиозной культуры и светской этики, постигают систему идеалов, ценностей и норм, лежащих в основе русского мира при изучении духовно-нравственной программы «Социокультурные истоки». Из года в год растут ряды сестер милосердия, пополняются православные братства. Благодаря этим общественно-церковным объединениям осуществляется широкая программа социальной деятельности.

Слава Богу, что наше государство, наши региональные и местные власти, большая часть нашей общественной и культурной элиты, образовательного и научного сообщества сегодня осознают всю бесценную важность Православия для России, понимают всю значимость христианского нравственного идеала для существования и развития нашего народа, прислушиваются к голосу Церкви по актуальным общественным вопросам, проводят с ней политику активного сотрудничества.

Многое нам удалось сделать, но еще больше предстоит. Да поможет нам в этом Господь.

Благодарю вас за внимание. Желаю плодотворно потрудиться во славу Божию, на благо Христовой Церкви, нашей Родины и всего славянского мира.