Благовещение – Таинство Боговоплощения!

Днесь спасения нашего глави́зна,
и еже от века таинства явление:
Сын Божий Сын Девы бывает,
и Гавриил благодать благовеству́ет.
Тем же и мы с ним Богородице возопии́м:
радуйся, благодатная, Господь с Тобою.
Тропарь праздника.

В Православной Церкви есть особый весенний праздник, возвещающий о начале земной жизни Нового Человека Благовещение (по-гречески «Эвангелизмус», то есть «Благая весть»).
Этот великий праздник отмечается 7 апреля, то есть за девять месяцев до Рождества Христова.
Вот что рассказывает об обстоятельствах Благовещения Евангелие от Луки:
«Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.
И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1:26–38).
Благая весть была произнесена не только для святой Марии, но для всего человечества, для всех поколений и времен, для прошлого, настоящего и будущего.
Насколько же был удивлен сам вестник – архангел Гавриил сбывшемуся пророчеству о пришествии Господа на грешную землю, о Боговоплощении! Настолько же и мы с вами должны быть удивлены и в стыде опалены той безмерной любовью Господа к нам, решившего Свою невместимость вместить в телесное.
Благая весть – это начало урока великого смирения, который преподает нам Сам Господь Своим же примером. И этот тяжелый урок смирения Бог помещает в смиреннейший из «сосудов» пресвятую Деву Марию.
«Если Господу было угодно родиться от Жены, то почему Он не родился сразу от Евы? размышляет прот. Андрей Ткачев. Зачем нужна была эта длинная, кровавая и запутанная трагедия, называемая «историей»? Неужели наш мир для Него – подобие театра? Конечно, нет. Дело в том, что нельзя, невозможно родиться Богу от любой жены. Любой куст может стать Неопалимой купиной, если Бог того захочет. Но не всякий человек может быть вместилищем наивысшей благодати. В большинстве случаев куст сгорит в пламени Божества, а, говоря евангельски, и «мехи прорвутся, и вино прольется».
Велико смирение Пресвятой Богородицы! «Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария…». Чего же испугалась она? Неописуемого явления Ангела Божия, испугалась своего «недостоинства», смутилась от незнания о правдивости происходящего, благоговейно испугалась будущего прикосновения к Богу, держания Его, зная о пророчествах, будто бы поняла о предстоящих муках Чада своего – Христа. Но тут же смиренно согласилась быть дверью спасения – желание исполнить волю Божию одержало мгновенную победу над временным недоумением.
Согласившись стать Матерью Иисуса Христа, Святая Дева согласилась стать матерью для всех людей, усыновить человечество себе.
Многие соблазняются и пытаются размышлять о том, как возможно зачатие и рождение без повреждения природы. По словам святого Амвросия Медиоланского, Божия Матерь и после того, как зачала во чреве, осталась Девой, и после того, как родила, осталась Девой. Такова вера Церкви. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, «Дух Святой засиял в чистом зеркале, в непорочном теле Девы, образовав совершенного Человека не по закону природы… не из человеческого семени, но… неизъяснимо исткав в ней Зародыш, словно некую ткань, для спасения людей».
Как замечательно высказался святой Андрей Критский в своем Великом покаянном каноне: «Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо елика хощет» (Богородичен 4-й Песни)! То есть для Господа, сотворившего все, законы тварного мира не являются преградой.
Святитель Григорий Палама пишет: «А то, что не только для людей, но и для Ангелов и самых Архангелов, это таинство непостижимо, ясно показывает и празднуемый нами сегодня день. Ибо Архангел, действительно, благовестил Деве Зачатие, но когда Она пожелала узнать, каким образом это произойдет, и сказала ему: «Како будет сие, идеже мужа не знаю» (Лк. 1:34), то Архангел, совершенно не в состоянии объяснить сей образ зачатия, и сам прибег к Богу: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя» (Лк. 1:35)».
До Рождества Христова о благой вести пели пророки, ждали ее святые, а особо те, кто надеялся на освобождение от уз ада. Архангел Гавриил своими словами «Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего…» заставил трепетать в страхе всех духов падших, знающих о неизбежности их поражения. Эти спасительные слова Благовестника, негромко сказанные достойнейшей из жен наедине, одновременно явились и трубным гласом побеждающего войска, от которого в страхе бежит враг.
Тогда слова, принятые Пресвятой Девой, явились надеждой на спасение для одних и гибелью для других, так же и в наши времена звучит эта весть: принимающий – не погибнет.
«Итак, Дева-Матерь является единственной как бы границей между тварным и несотворенным (Божественным) естеством, воспевает святитель Григорий Палама, и все ведящие Бога, познают и Ее — как Место Невместимого; и все восхваляющие Бога, воспоют и Ее после Бога. Она — Причина и бывших прежде Нее (благословений и даров человеческому роду) и Предстательница настоящих и Ходатаица вечных. Она — Основание Пророков, Начало Апостолов, Утверждение Мучеников, Фундамент Учителей. Она — Слава сущих на земле, Радость сущих на небе, Украшение всего создания. Она — Начало и Источник и Корень, уготованный нам на небесах, надежды, которую да будет всем нам получить по молитвам Ее о нас, во славу Рожденного прежде веков от Отца, и в последние времена воплотившегося от Нее — Иисуса Христа Господа нашего, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Елена Ранинен, Тарас Борозенец

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться в социальных сетях: