logo
avatar
avatar

Если Господь благословляет наши труды, тогда они полноценны и полезны для нас

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Верующий во Христа соблюдает главную заповедь - любит Бога и с любовью относится ко всему

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Господь даёт нам воду вечной жизни, от которой никогда не будет жажды

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел

Меню

Апостол Любви

20.05.2016|10:25

1282
1

Величаем тя, апостоле Христов и Евангелисте Иоанне Богослове,

и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове

(Величание)

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии ‑ дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом. По молодости своей ученик обладал в высшей степени пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Иисус Христос вынужден был умерять их и назвал апостола Иоанна и его родного брата Иакова «сынами грома» (Воанергес).

Среди апостолов бывший рыбак Иоанн выделялся особой девственной чистотой, внимательностью к каждому слову Спасителя, кротостью и жертвенной любовью. Можно сказать, что весь жизненный путь апостола Иоанна Богослова и есть служение Любви. За это Господь особенно любил его и сохранил жизнь ученика Своего на многие годы.

Избранность святого евангелиста мы можем проследить по многим моментам его жизни и его пребывания со Христом:

— Свя­той Иоанн Бо­го­слов при­сут­ство­вал при вос­кре­ше­нии Гос­по­дом до­че­ри Иа­и­ра. Только родители умершей девушки и три апостола: Петр, Иаков и Иоанн  были допущены Христом до слышания слов «талифа куми» и чудесного воскрешения юной девицы.

— Апостол Иоанн вместе в Иаковом и Петром был сви­де­те­лем Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня на Фа­во­ре.

— Апостолы Петр и Иоанн были посланы Христом приготовить место для Пасхи, место свершения Тайной Вечери.

— Во вре­мя Тай­ной Ве­че­ри он воз­ле­жал ря­дом с Гос­по­дом и по зна­ку апо­сто­ла Пет­ра, приник­нув к гру­ди Спа­си­те­ля, спро­сил об име­ни пре­да­те­ля и получил ответ.

— Во время моления о чаше в Гефсиманском саду также три избранных апостола, видевшие Преображение, находились поблизости с Иисусом Христом.

— Апо­стол Иоанн сле­до­вал за Гос­по­дом, ко­гда Его, свя­зан­но­го, ве­ли из Геф­си­ман­ско­го сада на суд без­за­кон­ных пер­во­свя­щен­ни­ков Ан­ны и Ка­иа­фы. Он же на­хо­дил­ся во дво­ре ар­хи­ерей­ском при до­про­сах сво­е­го Бо­же­ствен­но­го Учи­те­ля и неот­ступ­но сле­до­вал за Ним по Крест­но­му пу­ти, скор­бя всем серд­цем.

— У под­но­жия Кре­ста он пла­кал вме­сте с Бо­жи­ей Ма­те­рью и услы­шал об­ра­щен­ные к Ней с вы­со­ты Кре­ста сло­ва Рас­пя­то­го Гос­по­да: «Же­но, се сын Твой» и к нему: «Се Ма­ти твоя» (Ин. 19:26‑27). С это­го вре­ме­ни апо­стол Иоанн, как лю­бя­щий сын, за­бо­тил­ся о Пре­свя­той Де­ве Ма­рии и слу­жил Ей до Ее Успе­ния, ни­ку­да не от­лу­ча­ясь из Иеру­са­ли­ма.

— Апостолы Петр и Иоанн первыми услышали от Марии Магдалины о воскресении Христовом и поспешили к пещере.

— По­сле Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри апо­стол Иоанн, по вы­пав­ше­му ему жре­бию, на­пра­вил­ся в Ефес и дру­гие ма­ло­азий­ские го­ро­да для про­по­ве­ди Еван­ге­лия, взяв с со­бой сво­е­го учени­ка Про­хо­ра. Они от­пра­ви­лись в путь на ко­раб­ле, ко­то­рый по­то­нул во вре­мя силь­ной бу­ри. Все пу­те­ше­ствен­ни­ки бы­ли вы­бро­ше­ны на су­шу, толь­ко апо­стол Иоанн остал­ся в мор­ской пу­чине. Про­хор горь­ко ры­дал, ли­шив­шись сво­е­го ду­хов­но­го от­ца и на­став­ни­ка, и по­шел в Ефес один. И тут Господь показывает особую заботу о «сыне грома»! На четырна­дца­тый день пу­ти Прохор уви­дел, что вол­на вы­бро­си­ла на бе­рег че­ло­ве­ка. Подойдя к нему, он узнал апо­сто­ла Иоан­на, ко­то­ро­го Гос­подь со­хра­нял жи­вым че­тыр­надцать дней в мор­ской глу­бине. Учи­тель и уче­ник от­пра­ви­лись в Ефес.

— В Ефесе апо­стол Иоанн непре­стан­но про­по­ве­до­вал языч­ни­кам о Хри­сте и за эту проповедь был при­го­во­рен к смер­ти, но Гос­подь со­хра­нил Сво­е­го из­бран­ни­ка. Апо­стол вы­пил пред­ло­жен­ную ему ча­шу со смер­тель­ным ядом и остал­ся жи­вым, за­тем вы­шел невре­ди­мым из кот­ла с ки­пя­щим мас­лом, в ко­то­рый был бро­шен по при­ка­за­нию му­чи­те­ля. По­сле это­го апо­сто­ла Иоан­на со­сла­ли в за­то­че­ние на ост­ров Пат­мос, где он про­жил мно­го лет. По пу­ти сле­до­ва­ния к ме­сту ссыл­ки апо­стол Иоанн со­вер­шил мно­го чу­дес. На ост­ро­ве Пат­мос про­по­ведь, со­про­вож­дав­ша­я­ся чу­де­са­ми, при­влек­ла к нему всех жи­те­лей ост­ро­ва, ко­то­рых апо­стол Иоанн про­све­тил све­том Еван­ге­лия. Он из­гнал мно­го­чис­лен­ных бе­сов из идоль­ских ка­пищ и ис­це­лил ве­ли­кое мно­же­ство боль­ных. Эти чудеса являются доказательствами того, что святой Иоанн был особо исполнен Духа Святаго.

— Апо­стол Иоанн на пустынной горе был удостоен видения будущей участи мира. «Аз есмь Аль­фа и Оме­га, на­ча­ток и ко­нец, гла­го­лет Гос­подь, Сый и Иже бе и Гря­дый, Все­держи­тель» (Откр. 1:8), – воз­ве­щал Дух Бо­жий через свя­то­го апо­сто­ла. Так око­ло 67 го­да бы­ла на­пи­са­на Кни­га От­кро­ве­ния (Апо­ка­лип­сис) свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва. В этой кни­ге рас­кры­ты тай­ны су­деб Церк­ви и кон­ца ми­ра.

— По­сле дли­тель­ной ссыл­ки апо­стол Иоанн по­лу­чил сво­бо­ду и вер­нул­ся в Ефес, где продол­жал свою де­я­тель­ность, по­учая хри­сти­ан осте­ре­гать­ся лже­учи­те­лей и их лжеучений. Око­ло 95 го­да апо­стол Иоанн на­пи­сал в Ефе­се Еван­ге­лие ‑ великий дар православным христианам.

Апостол Иоанн прожил более ста лет и, в отличие от других апостолов, кончина его не была мученической. Да была ли смерть его как таковая? Это является одним из самых загадочных моментов Священного Предания. В конце жизни апостол удалился из Эфеса и просил учеников своих похоронить его еще живым, накрыв лицо платом. Те не осмелились нарушить просьбу учителя. Однако через некоторое время, когда могила была вскрыта, тела Иоанна там не оказалось. Зато ежегодно, 21 мая, на могиле стал выступать тонкий слой праха (или «манны»), приносивший исцеления. «Св. апостол Иоанн Богослов… дивным образом преставлен и живет доселе на земле и на небесах», – говорит святой прав. Иоанн Кронштадтский.

Смерть любимого ученика Господа нашего Иисуса Христа явила изменение «чина естества» – тление не коснулось тела «апостола любви». Этой победой над тлением подчеркивается его духовное родство с Пресвятой Богородицей, усыновившей Иоанна у подножия Креста Господня.

Проповедь Иоанна Богослова не была распространенной в географическом смысле, но, как и его Евангелие, несла свидетельство о воскресшем Христе не «вширь», но «вглубь».

Апо­сто­лом люб­ви име­ну­ет Цер­ковь свя­то­го Иоан­на, ибо он по­сто­ян­но учил, что без любви че­ло­век не мо­жет при­бли­зить­ся к Бо­гу. В трех по­сла­ни­ях, на­пи­сан­ных апо­сто­лом Иоан­ном, го­во­рит­ся о зна­че­нии люб­ви к Бо­гу и ближ­ним.

Его последние наставления своим ученикам и всем нам: «Дети мои, любите друг друга!»