ПОСЛАНИЕ ЕПИСКОПА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО И СУРГУТСКОГО ПАВЛА ВСЕЧЕСТНОМУ ДУХОВЕНСТВУ И БОГОЛЮБИВОЙ ПАСТВЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОЙ ЕПАРХИИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ВЕЛИКОГО ПОСТА

 

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры.

По милости Божией мы вновь вступаем в святые и спасительные дни Великого поста – Святой Четыредесятницы. Этот пост важнейший и самый древний из всех постов, это время приготовления к главному православному празднику – Светлому Христову Воскресению.

Святая Церковь ныне зовет нас  очиститься сугубой молитвой и постом от страстей и грехов, примириться со своими ближними,приступить к Божественным Христовым Тайнам –источнику Вечной жизни и залогу спасения.

В церковных песнопениях Великий пост называется «весной духовной», «весной покаяния». Подобно тому, как природа  пробуждается весной, так и во время поста человеческое сердце, согретое теплом покаяния и молитвы, освобождается от сковавшего его льда греховного.

Святитель Амвросий Медиоланский говорит:«Это время Христос освятил Своим постом. Кто из христиан не постится в Святую Четыредесятницу, тот показывает вероломство и упрямство, нарушая пресыщением данный Богом для спасения закон. Ибо когда ты не постишься по призыву Господнему, то каким ты будешь христианином, если будешь пресыщаться в то время, когда Господь постился, наслаждаться тогда, когда Он ощущал жажду, когда Он страдал ради спасения твоего?».

В течение трех недель перед началом Великого поста, Святая Церковь готовила нас к этому спасительному подвигу. Она давала нам пример смиреной молитвы мытаря, взывавшего «Боже, будь милостив ко мне грешному» (Лк. 18, 13), напоминая нам о том, что наша подготовка к покаянию должна быть не в похвале самих себя, а в уничижении, в осознании своих грехов и в их исповедании.

На другой неделе Она рассказывала о блудном сыне, который вернулся к своему отцу из «страны далече» и сказал: «Отче! Я согрешил на небо и пред Тобой» (Лк. 15, 17-18) и через это покаяние вновь обрел сыновнее достоинство, показывая, что покаяние дается и каждому из нас, чтобы через него мы могли возвратиться к Богу.

Не время ли и нам в пост также обратиться к Отцу Небесному со словами: и мы согрешили, и мы недостойны называться детьми Твоими, но как любящий и милостивый Отец прими нас кающихся?Но чтобы наши молитвы, подвиги поста и покаяния были угодны Богу и доставили нам оставление грехов и обновление наших внутренних сил, мы должны быть в мире со всеми ближними своими.

Господь наш Иисус Христос говорит: «Если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец Ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15). И еще: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24).

Наступающий Великий пост для каждого из нас — это проверка истинности и силы нашей любви и веры. Господь наш Иисус Христос говорил, что Царство Божие силою достигается, поэтому христианская жизнь немыслима без подвига, без усилий, которые должен предпринимать истинный последователь Христов, чтобы избавиться от грехов и страстей и следовать воле Божьей. В этом усилии значительное место занимает пост. Он является одним из самых действенных орудий в духовной борьбе.

 

Совершая пост, мы должны помнить, что он включает в себя два неотъемлемых делания: пост телесный и пост духовный. Пост телесный лежит на поверхности, он более видим и формально ощутим. Пост же духовный – это пост внутренний, это подвиг сердца, ума, уст, подвиг «внутреннего человека», пост невидимый для людей, но зримый для Бога. Вот этот духовный подвиг – наибольшее сокровище в очах Божиих, так как он и есть основа и цель всего поста.Именно он делает человека чище и лучше. Если человек поститься лишь телесно,то, можно сказать, он просто соблюдает диету.

О важности поста духовного говорил Христос, когда обличал демонстративное благочестие фарисеев, призывая их к внутреннему очищению: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их!» (Мф. 23, 25-26).

Также важным условием правильного соблюдения поста является духовная мудрость и рассудительность при совершении подвигов. Преподобный Исаак Сирин говорил, что  всякую вещь красит мера, а без нее во вред обращается и почитаемое прекрасным. Мера поста для каждого индивидуальна и зависит от духовных и физических сил постящегося, поэтому для тех, кто только начинает этот путь, лучше всего обратиться к своему духовному наставнику, который даст совет о правильном совершении поста.

Проходя поприще Великого поста, упражняясь в воздержании и молитве, важно помнить о самом главном – о том, что высшим благом христианской жизни является любовь к ближнему. В книге Исаии пророка мы слышим голос ропщущих на Бога: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?». И Господь отвечает на это: «Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других» (Ис. 58,3-4). Таким образом, дела нашего постничества и подвижничества не будут иметь никакой цены перед Господом, если не будет в них дел любви и милосердия к ближнему.

За неделю перед Великим постом Святая Церковь назидала нас о том, что Господь, прежде всего, ждет от нас этих дел любви и милосердия, и наши проявления этих добродетелей к ближним,принимает как содеянное Ему: «Алкал я, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили меня; был странником, и вы приняли меня; был наг, и вы одели меня; был болен, и вы посетили меня; в темнице был, и вы пришли ко мне… Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 35-40).

Неделя, в  которую читаются эти слова Христовы, называется неделей о Страшном суде.Суд называется «страшным» потому, что он будет последним для каждого человека, и на нем решится участь каждого в вечности. И мерилом на этом суде будет любовь и милосердие друг к другу. Преподобный  Антоний Великий учил, что в каждом ближнем нужно видеть Христа, и поступать с ним так, как бы ты поступил с Христом. То есть наше спасение напрямую зависит от дел любви и милосердия к ближнему — делая добро ему, делаешь спасение себе.

Первым шагом к стяжанию этих главных добродетелей и, вместе с тем, необходимым условием вхождения в постное время является наше примирение с окружающими нас людьми. Поэтому воскресный день, полагающий начало святой Четыредесятнице, называется Прощеным воскресеньем. Каждый из нас, последуя евангельскому призыву «прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мк. 11, 25), обязан вспомнить тех, кого обидел, кого огорчил, кому не помог в трудную минуту жизни и от всего сердца испросить прощения, и сам должен искренне простить ближнего.

Вступая в Великий пост,я хотел бы от всего сердца испросить у вас прощения — за свои ошибки, за свои слабости, за то, что, может быть, у меня не хватило времени или сил проявить внимание к кому-то из вас. Благословите и простите меня, отцы, братья и сестры.

С упованием на милость Божью, мы должны стать на путь поста,помня заповеди Спасителя, наставления Святой Церкви и примеры святоотеческой жизни.Будем особенно прилагать усилия, чтобы не укоренялись между нами страсти и грехи, такие  как вражда, ненависть и злоба, но чтобы между нами всегда пребывали мир, любовь и милосердие, в чем да поможет всем нам Господь в эти святые дни.

Призывая Божие благословение,

ПАВЕЛ,

Епископ Ханты-Мансийский и Сургутский.

 

 

 

 

Поделиться в социальных сетях: